В прошлом году российский рынок фитнес-услуг составил, по данным «РБК. Исследования рынков», 118,1 млрд рублей, что на 7,5% больше, чем в 2016 году. «Безусловно, темпы роста сейчас ниже, чем в докризисные 2011-2014 годы, но, согласно результатам наших опросов, только 3% россиян готовы отказаться от фитнеса из-за экономической ситуации. Еще год назад их было около 5%. В Москве эта доля еще меньше — около 1%», — уточняет Максим Боровиков, руководитель аналитической группы «РБК. Исследования рынков».

Объем рынка фитнес-услуг

Сегодня в тройку лидеров, которая последние несколько лет не меняется, входят World Class (доля рынка без учета франчайзинга — около 7%), X-Fit (доля рынка без учета франчайзинга — 3,5%) и Alex Fitness (2,5%). В прошлом году топ-10 покинула сеть «Зебра», закрывшая часть клубов в Москве, у «Планеты Фитнес» остались только казанские франчайзи. Зато в десятке появились новички, например сеть МетроFitness, которая насчитывает 37 клубов в различных городах России.

Большинство клубов работает в сегменте эконом (более трети), сегмент лоу-кост со стоимостью абонемента менее 15 тыс. рублей в год формирует примерно 20% выручки рынка, а наиболее дорогие клубы премиум/люкс (более 80 тыс. рублей в год) — менее 10%. Остальную часть составляют заведения в сегментах комфорт и бизнес.



При этом немало фитнес-клубов работают в торговых центрах. Так, по данным исследователей, в Москве и области их доля составляет 17,6%, в Петербурге — 31,6%, в Новосибирске — 17,8%, в Екатеринбурге — 22,5%.

Правильное место
«В торговых центрах фитнес-клубы будут открывать всегда, так как через них проходит большой поток людей», — поясняет выбор таких площадок Артем Курзов, исполнительный директор холдинга «Алекс Фитнес» (62 клуба, из них 41 работает в регионах, при этом около 80% клубов находится в ТЦ или ТРК).

При этом, как замечает Ирина Троска, директор по фитнесу федеральной сети X–Fit, насчитывающей 88 клубов, включая франчайзинговые, в 40 городах России и СНГ, менее 3–5% из которых расположена в ТЦ, важно учитывать архитектуру самого молла, так как при прогнозировании посещаемости нужно соблюдать определенные нормы. «При выборе локации под размещение важным фактором был и будет не столько объект недвижимости, сколько конкурентное окружение, потенциальная емкость субрынка, — в свою очередь уверен Игорь Чаплинский, старший директор департамента стратегии и развития продаж Cushman&Wakefield, занимающейся консультированием в области коммерческой недвижимости. — Премиум-компании ориентируются на квалифицированные офисные центры, торговые центры, жилье бизнес-класса. Непремиальные не столь требовательны. Однако для всех важно максимально удобное местоположение с точки зрения шаговой доступности, удобство подъездных путей и парковки». Но даже при наличии хорошего места, то есть места с высокой проходимостью, за него нужно еще будет побороться с теми же торговыми центрами, уверен Артем Курзов.

Найти участок, чтобы построить помещение и провести туда все коммуникации, удовольствие не из дешевых. Так, по некоторым оценкам, средняя стоимость строительства 1 м2 физкультурно-оздоровительного комплекса составляет 24-35 тыс. рублей. При этом, как замечает Игорь Чаплинский, полноценный фитнес-зал занимает в среднем 1,5 тыс. м2, с бассейном — до 3 тыс. м2, небольшие студии кроссфита или йоги могут уместиться на 250-300 м2. В Ассоциации спортивных сооружений обращают внимание, что стоимость даже 1 м2 будет зависеть от конкретного проекта, необходимых функциональных зон: одно дело строить клуб с бассейном, другое — с несколькими тренажерными залами.

Обзаводясь собственным зданием, оператор фитнес-услуг несет не только расходы на само строительство, но и дополнительно на уплату налога на землю и на недвижимость. В остальном расходы тех, кто выбрал аренду, и тех, кто строит свой клуб, совпадают: фонд оплаты труда, коммунальные услуги, налоги, эксплуатация, маркетинг. По оценке Ирины Троска, при открытии клуба (если не брать в расчет аренду) соотношение расходов на ремонт и оснащение составляет примерно 60% на 40%. «Но цифры могут варьироваться в зависимости от площади и формата клуба (в премиальном сегменте затраты больше), а также от уровня выбираемого оборудования и брендов», — уточняет эксперт.

На размер арендных ставок для фитнес-центров влияет много факторов, замечают эксперты CBRE, отвечая на вопрос о том, во сколько обходятся клубам ежемесячные арендные платежи. В том числе и то, в каком городе размещаются клубы. Обычно же управляющие ТЦ устанавливают фиксированную ставку и/или процент с оборота. Так, например, в Москве, по данным CBRE, в первом полугодии 2018 года ставка варьировалась в пределах 6-14 тыс. рублей за 1 м2 в год и/или 10-15% с товарооборота.

«Арендные ставки зависят от того, какой это фитнес-клуб, — уточняет Дарья Сизых, заместитель коммерческого директора компании FortGroup (10 ТРК в Петербурге, пять — в Москве). — Есть классический клуб с бассейном, средняя площадь которого составляет 2-3 тыс. м2, и так называемый «сухой» (без бассейна) средней площадью 1-2 тыс. м2. Ставка фитнеса с бассейном при идентичной площади выше ставки «сухого», что определяется более высокой стоимостью абонемента в первый. Чем больше функций в центре, тем выше стоимость абонемента, что напрямую влияет на ставку».

Базовые ставки, по оценке Игоря Чаплинского, обычно ниже, чем для остальных арендаторов. «Чаще всего фитнес-клубы считаются якорными арендаторами ТЦ, так как не только привлекают большое количество людей, но и своей рекламой с упоминанием названия ТЦ охватывают огромное количество людей. То есть, даже если эти люди не покупают абонемент в фитнес-клуб, они постоянно слышат об этом торговом центре и приходят туда», — поясняет Артем Курзов. По его словам, у фитнес-клубов арендная ставка действительно бывает ниже, так как, в отличие от небольшого магазинчика, фитнес-клуб занимает большую площадь и за счет этого получает скидку на арендную плату. Кроме того, фитнес-клубы чаще всего размещаются на верхних этажах, где аренда тоже гораздо дешевле.

Кому выгодно
Мнения экспертов о том, что выгоднее: строить или арендовать помещения в торговых центрах, разделились. По мнению Артема Курзова, расходы на содержание собственного здания гораздо больше, чем в ТЦ, отличаются и расходы по коммунальным оплатам. Какова разница, эксперт не уточнил, но заявил, что «цифры будут зависеть от площади здания, вида отопления и многого другого».

А вот Алексей Фурсов, основатель и президент сети Fitness House, насчитывающей более полусотни клубов в Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, из которых примерно четверть работает в ТЦ, не видит особой разницы между собственным зданием, учитывая все вышеназванные особенности, и работой в ТЦ. По его словам, нет разницы, и в случае, если речь идет о регионах. Алексей Фурсов считает, что для финансового успеха предприятия важнее, есть ли рядом с клубом станция метро и жилой массив, а расходы в обоих случаях (на собственное здание или аренду) плюс-минус одинаковы.

По мнению Ирины Троска, аренда выгоднее. Но если оператор строит отдельно стоящее здание, то в дальнейшем, по ее словам, есть возможность использовать эту коммерческую недвижимость как залоговое имущество для получения кредита на развитие бизнеса на более выгодных условиях. «В некоторых случаях такой вариант оптимален», — считает она.

Обычно разговор об открытии фитнес-клуба в торговом центре начинается еще на этапе строительства молла. «Управляющая компания ТЦ заранее предусматривает площадь и разрабатывает свою концепцию видения фитнес-клуба в этом здании, — рассказывает Артем Курзов, — но бывает такое, что фитнес-оператору виднее, что должно быть в клубе, и тогда планы могут поменяться, площадь может расшириться или видоизмениться ее конфигурация». Войти в торговый центр компания может, даже если изначально ничего в нем не планировалось. «Даже с бассейном, как у «Спорт Лайфа» в петербургском ТЦ «Меркурий», — приводит пример Алексей Фурсов. — Достаточно усилить перекрытия, распределить нагрузку». Если место подходит, операторы фитнес-услуг готовы брать на себя расходы по интеграции клубов в ТЦ.

Впрочем, проблемы все-таки могут быть. Они возникают в устаревших ТЦ, где не всегда можно найти решения для размещения фитнеса с бассейном. «Для этого просто может не быть технической возможности», — поясняет Дарья Сизых, уточняя, что в случае если в старом торговом центре хочет разместиться клуб с бассейном, может возникнуть сильная нагрузка на перекрытия, потребоваться дополнительная электрическая мощность, понадобятся геодезические исследования, если клуб разместится на первом этаже, и т.д. И с такими особенностями УК сталкиваются все чаще, так как «сухие» фитнес-центры уже не так популярны у посетителей ТЦ.

«Сейчас на рынке существует общее понимание необходимости создания предложений по фитнесу в рамках проектов, несмотря на низкую прямую доходность от сдачи в аренду площадей таким операторам, — поясняет заинтересованность торговых центров на своей территории фитнес-клубов Игорь Чаплинский. — Фитнес-клубы, хоть и платят низкую арендную ставку, но отвечают на потребности жителей и посетителей в личном развитии, а это последний тренд потребителя. Соответственно, фитнесы приносят опосредованный эффект: увеличивают лояльность к объекту и повышают трафик».

По словам Дарьи Сизых, хотя фитнес имеет свой постоянный трафик, далеко не весь он является эффективным для ТРК, так как в большинстве случаев посещение фитнеса не совмещается с шопингом или другими развлечениями. «Можно говорить об отложенных будущих покупках, совершенных посетителями фитнеса, однако измерить такой эффект достаточно сложно. При прочих равных условиях в классическом торговом центре управляющая компания стремится разместить оператора для максимальной синергии с функцией шопинга, а это развлечения, рестораны и т.д.», — поясняет она.

В свою очередь Ирина Троска замечает, что и для операторов фитнес–услуг размещение в моллах не всегда на руку. «Известны случаи, когда, несмотря на большой трафик, аудиторию торгового центра привлекать в фитнес–клубы не получается: люди приходят в магазины и на фуд–корт, а не на тренировки», — поясняет она.

Набирать вес
У Максима Боровикова нет никаких сомнений в том, что рынок фитнес-услуг продолжит расти. «Мы ожидаем более существенного прироста площади клубов и клиентов в Москве и России в 2018 году. Темпы прироста рынка превысят 4% в реальном выражении», — говорит эксперт. Операторы фитнес-услуг продолжат осваивать территории торговых центров. «На Урале, например, появились крупные сети, входящие в топ-20 крупнейших в России, которые практически полностью работают в ТЦ и являются успешными в финансовом плане. В Москве долгое время премиальные сети с осторожностью работали в ТЦ, но теперь и они начинают пробовать этот формат», — замечает Максим Боровиков.

«Сейчас мы наблюдаем, как появляются спортивно ориентированные клубы и парки, куда уже ходят не только развлечься, но и на постоянные тренировки. Такие парки могут составить более серьезную конкуренцию классическим фитнес-центрам в будущем, — размышляет о будущем фитнес-центров Дарья Сизых. — Также все более популярными становятся небольшие специализированные студии: йога, пилатес, танцы и другие. Тренд на спортивный образ жизни обеспечивает интерес к фитнес-центрам, тем не менее новое поколение и новые привычки способствуют появлению и развитию других форматов, в том числе в онлайн-пространстве».