Решение руководства компании развивать именно формат «магазин у дома» — однозначно правильное, поскольку в ближайшее время именно он будет наиболее востребованным среди самых разных слоёв населения. И при грамотной работе с учётом специфики каждого конкретного региона он будет расти у любого крупного ретейлера. Проблема для «Ленты» в том, что она сильно отстала в ряде ключевых направлений. Это не только магазины «у дома», это и онлайн-сегмент, и ассортиментная политика. Не претендую на правоту, однако то, что приходится наблюдать все последние годы, очень разочаровывает, тем более что эта сеть для меня далеко не чужая.

В какой-то момент «Лента» слишком сильно успокоилась: компания открывала множество гипермаркетов по всей стране, выручки росли, всё было хорошо. И на этом фоне даже почти полностью провальный проект супермаркетов не особо кого волновал. Но когда всё быстро изменилось — сначала гипермаркеты резко стали терять популярность, потом конкуренты (прежде всего, Х5 Retail Group) начали очень серьёзно трансформировать свои сети, почувствовав тренд, а затем случилась и пандемия, когда акцент надо было делать на онлайн, «Лента», что называется «поплыла».

Разумеется, в официальных заявлениях и отчётах об этом говорить вряд ли будут — там всё хорошо. Но подобные заявления вряд ли нужно воспринимать всерьёз, поскольку они всегда делаются для определённых слушателей и преследуют иные цели. При этом пока многое говорит, скорее, об обратном: гипермаркеты «Ленты» теряют популярность, онлайн-сервис «Ленточка», который поспешно принялись развивать в течение 2020 года, значительно уступает по качеству и скорости работы другим игрокам (которые не имеют своей инфраструктуры и работают на базе «Ленты» — «СберМаркет», igooods), новые супермаркеты «Ленты» также пока являются странным проектом с неясными перспективами. По технологичности (удобство приложений, доставки) «Лента» также значительно отстаёт от Х5.

Идти в формат «у дома» — решение правильное, если грамотно работать с ассортиментом. Учитывая, что сейчас все торговые сети активно начали развивать СТМ, чтобы хоть как-то отстроиться друг от друга, то можно предположить, что ставка в новых магазинах будет делаться именно на СТМ. То есть, там будет какая-то доля хорошо известных всем брендов транснациональных корпораций («Кола», «Пепси», «Сникерсы» и пр.), а остальное — продукция тех же самых производителей, которые представлены, например, в гипермаркетах, только, возможно, под многочисленными СТМ. У «Ленты» их сейчас несколько десятков, поэтому создать ещё что-нибудь для новой сети труда не составит.

Вероятно, магазины будут позиционироваться как бюджетные. Не знаю, будут ли они дискаунтерами (пока никто из классических ретейлеров не создал реальный дискаунтер — всё это больше маркетинговые ходы), но однозначно не пойдут в премиум-сегмент. Вероятно, часть супермаркетов «Ленты» будет переформатирована в новые магазины, как это уже случилось при открытии «дискаунтеров» под названием «365+».

Будет ли этот формат у «Ленты» успешен? С учётом того, что кроме гипермаркетов «Лента», по сути, так и не снискала ни в одном другом канале продаж особого успеха, уверенности в этом нет. Ключевые конкуренты в лице Х5 и «Магнита» (где, к слову, работает немало выходцев из «Ленты», включая гендиректора Яна Дюннинга и нескольких топ-менеджеров) пока движутся по этому пути куда более взвешенно и уверенно. Кроме того, они, в отличие от «Ленты», имеют богатый опыт развития именно такого формата магазинов, куда лучше осведомлены о слабых и сильных сторонах такой работы.