Если еще несколько лет назад предприниматели в малом и микро-бизнесе могли обойтись счетами, калькулятором или Excel. Сейчас после кассовой реформы, внедрения ЕГАИС и маркировки любой бизнес должен строиться на технологиях.

Во-первых, чтобы соответствовать законодательству

Электронный документооборот
Если раньше электронный документооборот (ЭДО) использовал в основном продвинутый крупный бизнес, то теперь в связи с внедрением маркировки осваивать его приходится даже небольшим ИП. С помощью ЭДО данные о движении товара передаются в «Честный знак». Таким образом обеспечивается прослеживаемость товара на всех этапах оборота. В прошлом году в обязательном порядке стали маркироваться обувь, сигареты, шины, фототехника, с этого года ― частично одежда и домашний текстиль, на очереди ― молочка. В итоге даже индивидуальным предпринимателям с небольшими точками ― а в обувной и табачной рознице таких львиная доля ― пришлось учиться принимать электронные накладные. По опыту нашего сервиса «Маркировка» мы видим, что предприниматели начинают использовать ЭДО и для немаркированных товаров.

Многие онлайн-кассы позволяют принимать электронные накладные непосредственно в кассовом программном обеспечении. В этом случае товар, штрихкоды и остатки из накладной можно сразу подгрузить в кассовую программу или товароучетную систему, а не заводить на кассе вручную. В других случаях предпринимателям нужно принимать накладные в личном кабинете оператора ЭДО или через «Честный знак», в зависимости от того, как работает поставщик.

При выборе оператора ЭДО проще всего ориентироваться на поставщика. Но если поставщиков несколько и у них разные операторы документооборота ― то между ними можно настроить роуминг. За прошлый год многие операторы уже отладили роуминг документов.

Товарный учет
С 1 февраля 2021 года предприниматели на специальных налоговых режимах больше не могут пробивать чеки “по свободной цене”. Еще на конец января этого года, по статистике, на трети наших смарт-терминалов не было заведено ни одной товарной позиции, все они били чеки по “свободной цене”.

Теперь во всех чеках должны быть указаны наименования товара. А значит, предприниматели должны завести весь свой ассортимент в кассу. И если в торговой точке больше 50 наименований товаров ― заводить карточки и регулярно обновлять их вручную будет неудобно и долго. В этом случае предпринимателям стоит использовать товароучетную программу.

От перехода на товарный учет, хотя бы и ради соблюдения закона, бизнес только выигрывает. Их функционал позволяет сделать бизнес более эффективным. С помощью товароучетных программ можно создавать и поддерживать номенклатуру, формировать отчеты по продажам, отслеживать в режиме онлайн остатки товара, видеть продаваемые/непродаваемые товары, учитывать продажу составных товаров, контролировать продавцов, выгружать данные о дневных выручках в 1С, учитывать перемещения товара между точками. Товароучетные программы могут также работать с технологическими картами, что актуально для общепита и мелкого производства.

Во-вторых, технологии нужны, чтобы развивать онлайн-продажи

Онлайн-фискализация
Пандемия дала мощный толчок e-commerce. По данным Data Insight, интернет-торговля выросла в денежном выражении почти в полтора раза за прошлый год. По экспертным прогнозам, рынок e-commerce вырастет в этом году на 34%, а в следующем - на 32%. Будет расти и число интернет-магазинов, и сайтов с функцией онлайн-оплаты. Электронная коммерция будет активнее развиваться в регионах.

И если офлайновая торговля за время кассовой реформы значительно обелилась: предприниматели освоили онлайн-кассы и бьют чеки, то в онлайн-торговле не фискализируется, по нашим оценкам, большая часть интернет-магазинов.

Выбор конкретного решения по онлайн-фискализации зависит от специфики бизнеса. Если это омниканальный бизнес, предприниматели могут установить на онлайн-кассу в точке сервис онлайн-фискализации, интегрированный с интернет-эквайрингом. Для онлайн-бизнеса подойдет облачная касса или специализированный сервис приема платежей с опцией фискализации.

Организация курьерской доставки
Режим ограничений и переход к онлайн-потреблению стимулировал значение доставки для малого бизнеса. По нашей статистике, ее активно используют магазины цветов, зоотоваров, косметики, в меньшей степени ― fashion-сегмент. Сервисы для курьерской доставки позволяют оформить заказы, распределить их по курьерам, отредактировать заказы на месте.

Курьеры теперь могут вообще отказаться от кассы и использовать обычные смартфоны с помощью специальных сервисов для приема платежей и фискализации с удаленным доступом к онлайн-кассе Такие сервисы позволят сэкономить на покупке кассового оборудования и просто облегчат жизнь курьерам.

В-третьих, технологии необходимы, чтобы повышать эффективность бизнеса

Аналитика продаж
Базовый уровень анализа продаж есть уже (бесплатно) в личном кабинете онлайн-кассы: выручка, средний чек, количество чеков и позиций в одном чеке, популярные товары, скидки, возвраты. Естественно, если в кассе не заведено ни одной товарной позиции, а все чеки идут по «свободной цене», то и анализировать будет особо нечего. В январе этого года мы увидели, что предприниматели стали массово заводить номенклатуру на кассе и ставить товароучетные программы. После этого значительно выросло и число предпринимателей, использующих личный кабинет.

Если у онлайн-кассы нет личного кабинета, статистику по продажам можно также посмотреть в личном кабинете ОФД.

В-четвертых, технологии помогают привлекать клиентов

Программы лояльности
Программы лояльности используют около 8% предпринимателей в нашей экосистеме. От скидочных (дисконтных) программ предприниматели постепенно переходят к более гибким и выгодным бонусным. Сервисов для построения программ лояльности множество.

С помощью программ лояльности можно повысить средний чек нарастить продажи, собрать и наращивать базу постоянных клиентов и коммуницировать с ними с помощью рассылок и push-уведомлений. Внедрение программ лояльности сейчас не требует печати пластиковых карт, достаточно зарегистрировать клиента по номеру телефону.

QR-платежи
Прием безналичных платежей стимулирует не столько законодательство, сколько клиенты, которые все реже носят при себе наличные. Но низкомаржинальному бизнесу подключать эквайринг не всегда выгодно - слишком высока комиссия. Кроме того приходится покупать или арендовать pos-терминал. Альтернативным способом приема безналичных платежей стала оплата по QR-коду. У куаринга более низкая комиссия, чем у эквайринга, плюс предприниматели могут сэкономить на оборудовании. За последние полгода оборот и количество транзакций по QR в нашей экосистеме выросло в 5 раз, количество подключивших QR-платежи ― в 4 раза, а активных пользователей ― в 2 раза.

Предпринимателям часто кажется, что технологии ― слишком дорогое для них удовольствие. Но при правильном подходе технологические решения помогают бизнесу развиваться, получать дополнительный доход и снижать затраты.

Перед внедрением каких-либо сервисов, четко сформулируйте свои задачи и сравните разные решения по функционалу и стоимости.

Протестируйте сервис перед оплатой — у многих решений есть «триальный» (то есть бесплатный) период.

Если один сервис не подошел, это не значит, что надо отказаться от использования технологий в принципе. Попробуйте другое решение. Сервисы постоянно развиваются, появляются новые, более продвинутые.

Не бойтесь обращаться напрямую к разработчикам сервисов, которые вы используете. Давайте обратную связь, делитесь своими идеями, как улучшить сервис. В этом диалоге с вы не только решите свой вопрос, но и поможете сервису интегрировать новые функции, улучшить клиентский опыт и т.д.