Эпидемия COVID-19 вносит свои коррективы в работу всех сегментов торговли. Практически все магазины стали чаще мыть и дезинфицировать торговые залы и терминалы оплаты. Некоторые выдают продавцам и кассирам санитайзеры для рук. Специальных требований к магазинам, которые продают декоративную косметику и средства по уходу за кожей, Роспотребнадзор не выдвигал, но некоторые пошли на ограничения добровольно.

Без визажистов и тестеров
В сети магазинов «Ив Роше» (российская «дочка» французской компании) объявили о том, что убирают с полок тестеры с косметикой, перестают раздавать покупателям пробники продукции, а также временно приостановят работу визажистов и диагностику кожи. Это делается для того, чтобы покупатели могли избежать лишних контактов во время эпидемии. Нововведения объясняют последними рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в связи с распространением коронавирусной инфекции. 

Об отказе от использования тестеров продуктов для макияжа и их демонстрации на коже уведомило своих сотрудников и руководство российских магазинов британской сети The Body Shop.

Эти меры выглядят разумными: по данным научного исследования, опубликованного The New England Journal of Medicine, на большинстве поверхностей новый коронавирус держится около 72 часов. То есть тестер косметики, после того как им воспользовался носитель COVID-19, остается заразным в течение 3 дней.

Однако покупательницы, привыкших пробовать косметику перед покупкой, сравнивать оттенки, текстуры и отдушки у разных продуктов, подцепить вирус не боятся. «Зря убрали тестеры, я хочу знать какой цвет у помады, например. Повесьте лучше таблички, типа «тестируйте продукт на запястье и после сразу же смывайте с руки антисептическим средством» и поставьте антисептик с дозатором, и смывашки макияжа всегда должны стоять», «а почему пробники то не будете давать? они же запакованы герметично ))) это уже на уровне паранойи ))», — пишут пользователи на официальной странице «Ив Роше» в социальной сети (орфография и пунктуация сообщений сохранена).

Анна Шерер, имеющая более чем 15-летний опыт работы в бьюти-ретейле, замечает, что сейчас «народ вообще смыло из парфюмерных магазинов». «Так что тестеры что есть, что нет — все равно. Но глобально тестеры в офлайн-формате тем и важны, что дают возможность попробовать продукцию. Их отсутствие в онлайне сильно тормозит продажи через Интернет. Опять же, имеет значение сегментация потребителей, если у магазинов много лояльных, кто хорошо знает продукцию, то, может быть, и не проблема временное отсутствие тестеров», — считает эксперт.

Тестер нужен по закону
Примеру российских представительств зарубежных производителей косметики российские парфюмерно-косметические сети не последовали. Корреспондент MarketMedia обнаружил тестеры духов, тональных средств, румян и теней в магазинах «Рив Гош», «Л'Этуаль», «Золотое яблоко», «ИЛЬ ДЕ БОТЭ» и «Подружка». Консультанты в этих сетях говорят, что ничего не слышали о рекомендациях ВОЗ.

«Мы не планируем убирать тестеры с полок наших магазинов. В соответствии с законом о защите прав потребителей мы обязаны иметь их на полках. С точки зрения бытовой логики снятие тестеров ничего не улучшит, к сожалению, товары остаются в открытом доступе для всех посетителей магазинов. Для целей соблюдения противоэпидемиологических правил мы обеспечили магазины дезинфекторами для рук и предлагаем нашим клиентам воспользоваться ими во время визита в магазины», — комментирует директор по маркетингу сети «Л’Этуаль» Офелия Шафир. По ее словам, сотрудников в магазинах обеспечили масками, которые должны меняться каждые 2 часа, в магазинах есть дезинфекторы, дополнительно закупили специальные обеззараживающие лампы. «К сожалению, лучшим способом борьбы с пандемией остается самоизоляция и частое мытье рук», — подчеркивает Офелия Шафир.


Из офлайна в онлайн
В сети «Золотое яблоко» выбрали другую стратегию —
продвигать онлайн-продажи косметики во время эпидемии, когда многие компании перевели своих сотрудников на удаленную работу. «Мы поддерживаем ваше желание находиться дома эти дни и ограничить социальные контакты. Это важное и правильное решение. Поэтому с 18 по 24 марта в нашем интернет-магазине действует бесплатная доставка по всей России на любую сумму заказа», — сказано в сообщении в аккаунте «Золотого яблока» в Instagram. Акцию с бесплатной доставкой запустил и «ИЛЬ ДЕ БОТЭ», который предлагает покупателям «обновлять косметичку, не выходя из дома» через онлайн-продажи на своем сайте.

По данным исследовательской компании GfK Rus, по итогам 2019 года российский рынок средств персонального ухода (средства для волос, косметика по уходу за лицом и телом, парфюмерия, декоративная косметика, дезодоранты, средства гигиены полости рта) вырос на 3% в деньгах и сократился на 1,3% в шутках из-за роста средней цены. Продажи косметики в Интернете растут на 60% в год и в 2019-м занимали около 10% от общего рынка товаров индустрии красоты и 6% от российского рынка e-commerce. Вице-президент АКИТ Лия Левинбук общий объем онлайн-продаж в сегменте «бьюти» оценила в 80 млрд рублей. Из них продажи на внутреннем рынке составляют 40 млрд рублей, остальное — на зарубежных площадках.

Впрочем, есть и те, кто решил получить дополнительную прибыль, сыграв на страхе заразиться коронавирусом. Бренд телеведущей и продюсера Тина Канделаки ANSALIGY на этой неделе запустил продажу «городских масок Urban». Комплект масок из пяти штук продается за 980 рублей, набор из мицеллярной воды и пяти масок — за 1674 рублей. В службе поддержки покупателей ANSALIGY пояснили MarketMedia, что это обычные гигиенические маски, без косметических пропиток и добавок, которые никак не влияют на состояние кожи. Так же как маски из аптеки за 10 рублей за штуку, их нужно менять каждые 3 часа. Свою порцию хейта в соцсетях Тина Канделаки уже получила. Под ее постом о запуске «самого актуального сегодня продукта» множество негативных комментариев. «Спекулянтка! Такие деньги за маски драть! Сволочь!» — пожалуй, самый приличный из них.