Сегодня в Москве действует частичный карантин: учебные заведения перешли на дистанционное обучение, горожанам старше 65 лет предписано не выходить из дома, многие компании перевели своих сотрудников на удаленную работу. Закрываются кинотеатры и музеи, отменяются концерты, спортивные матчи и выставки. За очень короткое время мир перешел от отрицания опасности коронавируса к глобальной панике.

Такая ситуация — беспрецедентный вызов для ритейла и HoReCa: несмотря на то что торговые центры и рестораны еще не закрыли, за последние несколько недель количество посетителей значительно уменьшилось. Всё больше людей выбирает самоизоляцию. 

Справка

ADG group основана в 2004 году братьями Михаилом и Григорием Печерскими для развития крупных региональных центров России. В настоящее время основной проект компании — это создание 39 районных ТЦ в Москве на базе выкупленных в конце 2014 года советских кинотеатров за 9,6 млрд рублей. Архитектор проекта Аманда Ливит. Общая потенциальная аудитория всех 39 ТЦ — 2,5 млн человек, проживающих в пешей доступности. Строительные работы ведутся на 25 площадках. Открытие первого районного центра «Ангара» состоялось осенью 2019 года.



В Нагорном районе Москвы работает первый объект нашей сети — районный центр «Ангара». Он концептуально задуман так, чтобы москвичи могли рядом с домом получить товары и услуги повседневного спроса, сходить в кино, на семейный мастер-класс или поужинать с друзьями на фуд-холле. Поэтому пул арендаторов там был сформирован так, чтобы обеспечить регулярные визиты жителей спального района, — рестораны, кинотеатр, детские образовательные секции, салоны услуг и, конечно, ретейл. Мы подбирали арендаторов с акцентом на локальный малый бизнес, потому что считаем, что его нужно в России развивать.

Сейчас «Ангара» работает в штатном режиме. Но там каждый час проходит дезинфекция, а с прошлой недели отменены все массовые мероприятия. Всего за месяц посещаемость ТЦ снизилась на 15%. И не очень понятно, как ситуация будет развиваться дальше и какие меры безопасности могут ввести в Москве.

Арендаторы проходят все стадии принятия неизбежного. Для многих из них проекты в «Ангаре» — пилотные, это первый бизнес, в который они вложились и еще не успели прийти к самоокупаемости, так как центр открылся меньше чем полгода назад. Разумеется, их панические настроения передаются посетителям.

Осознавая, что для некоторых локальных арендаторов речь идет не просто о потенциальных убытках, а вообще о выживании, мы приняли решение облегчить условия аренды. С 19 марта часть арендаторов районного центра «Ангара» платит не по фиксированной ставке, а только процент от товарооборота. Для тех партнеров, кто по договору не платит этот процент, мы снизили фиксированную арендную плату на 50%.

Почему России нельзя терять малый и средний бизнес читайте здесь.



Надеемся, что эти меры позволят нашим партнерам пережить непростой период и очень скоро посетители вернутся в «Ангару», чтобы найти там уже полюбившиеся проекты: кофейню с зернами собственной обжарки, ресторан бурятской кухни, студию циркового мастерства или магазин бренда российской косметики. Небольшие и самобытные арендаторы — это душа районного ТЦ. Нам важно сохранить их в проекте, тем более что они приняли наш инновационный формат и адаптировали под него свои концепции.

Карантин и ограничение посещаемости — это временная мера, а отношения с партнерами — навсегда. Мы уверены, что пережить период пандемии смогут только те ТЦ, чей бизнес не просто нацелен на получение прибыли, а транслирует особые ценности: партнерство, командный дух, взаимовыручку, умение ценить аутентичные концепции и готовность им помогать. Поэтому всем игрокам рынка, которые живут по принципам прошлых десятилетий, мы рекомендуем как можно скорее менять свой подход, чтобы никакой коронавирус не смог поразить ваш бизнес.