1. Особенность склада для e-com
Внешне склад для e-commerce мало чем отличается от классического склада класса «А». Разве только ворот больше, чем обычно, как и парковки, которая при этом, чаще всего почти целиком занята автотранспортом. Однако все различия становятся налицо, как только вы попадаете внутрь этого сложного логистического объекта. Если для некоторых производственных и торговых предприятий склады это - статья необходимых затрат, то для e-commerce цепочки поставок, логистика и фулфилмент (как основной её элемент) - основная производственная мощность и то, что может выделить онлайн-ретейлера среди конкурентов. Поэтому склад, как правило, оборудован и укомплектован штатом в значительно большей степени, чем средний современный склад. Отсюда проистекают повышенные требования к качеству и несущим способностям полов, колонн, увеличенные электрические мощности и мощности хозяйственно-бытовой инфраструктуры, а также необходимость выделять больше площадей под административно-бытовые помещения.

2. Что включает в себя фулфилмент
Современный фулфилмент - это намного больше, чем сложный логистический процесс. Это - целая производственная система с уникальными элементами. Поэтому, как и с любым производством, для достижения высокой эффективности и конкурентоспособности требуются значительные инвестиции в оборудование. Фулфилмент включает в себя все классические складские операции - приёмка товаров, размещение на хранение, само хранение, комплектацию заказов, распределение по направлениям отгрузки и отгрузку. Однако его отличительная особенность в том, что достигается максимальная глубина обработки, то есть товары зачастую принимаются, хранятся, комплектуются, распределяются и отгружаются поштучно. В отличии от оптового склада, где основным грузовым элементом является паллета или в редких случаях - короб, фулфилмент-центр работает со штучным товаром. Поэтому, соотношение числа ежедневных операций между оптовым складом и фулфилмент-центром может достигать 100 раз, в пользу последнего.

3. Оборудование для фулфилмента
Поскольку фулфилмент - в большей степени производство, нежели склад, в основном предназначенный для хранения, то, как и с любым производством, для достижения высокой его эффективности и повышения конкурентоспособности требуются значительные инвестиции в оборудование. Многие лидеры рынка уже прошли процесс экстенсивного развития, когда растущие потребности в мощностях для фулфилмента удовлетворялись за счёт увеличения складских и производственных площадей и количества рабочей силы. Сейчас практически все многократно повторяющиеся логистические операции стандартизируются и являются субъектом для автоматизации. В наиболее современных фулфилмент-центрах в разной степени автоматизируются практически все основные процессы, за исключением, возможно, процесса хранения. Обусловлено это большим числом операций в течение дня. Федеральный РЦ крупного игрока онлайн-торговли в среднем выполняет около 100.000 заказов в сутки, у лидеров рынка этот показатель доходит и до 300.000. На обработку каждого заказа требуется не менее 10 производственных операций. Таким образом, число операций в сутки составляет несколько миллионов.

4. Перспективы логистики фулфилмента
E-commerce как отрасль в современных условиях вполне может претендовать на звание «самой перспективной» в плане развития. История развития электронной торговли за последние полторы декады уже даёт достаточно оснований для самых оптимистичных ожиданий. Меняющийся потребительский спрос, «цифровизация» экономики (в целом) и ретейла - в частности, концентрация населения вокруг крупных городов и агломераций являются сами по себе достаточно мощными факторами, позитивно влияющими на развитие онлайн-торговли. Однако, если раньше речь шла о «быстрой эволюции» розничной торговли, то пандемия, меры изоляции и личной эпидемиологической безопасности добавили к вышеперечисленным факторам целое новое измерение и сделали развитие поистине «революционным». Укрупнение e-commerce и сопутствующее ему усложнение цепочек поставок делает перспективы логистики онлайн-торговли и фулфиллмента, как основного его элемента, практически безграничными. В России, где логистические решения пока следуют за лучшей мировой практикой, но с отставанием в 5-7 лет, эта перспектива ещё более заметна.