Власти в условиях ухудшения статистики по COVID-19 вернулись к проверенным средствам противодействия. Часть регионов уже ограничили работу торговых центров (Калининградская, Воронежская области), остальные пока думают.
Что делать в этих условиях торговым центрам?

Во-первых, не паниковать. Слухи про вторую волну, скорое закрытие магазинов, ограничение перемещений и блокпосты нагнетаются давно, но чаще всего безосновательно. Пережили весну, справимся и с осенью. Учитывая опыт соседних стран, раскачивать социально-экономическую ситуацию в России не дадут, поэтому и резких мер вряд ли стоит ожидать, а вот постепенный ввод мер, весьма вероятно, будет происходить. Рецепт успеха борьбы с COVID-19 в глазах властей — это изоляция, масочный режим и дезинфекция. По этому пути и идут, постепенно от более легких мер к жестким.

МоллыТРКвтораяволна.jpg

МоллыТРКвтораяволна.jpg


Изоляция граждан
Сейчас в некоторых регионах изолируют различные группы населения: школьников отправили на каникулы, 65+ и имеющих хронические заболевания — на дом, в Москве есть указ мэра о переводе 30% работников на удаленный режим работы.

Чем грозит торговым центрам такая изоляция? Выбыванием сотрудников и уменьшением потока покупателей. Уже первая неделя после ввода ограничений для многих ТРЦ ознаменовалась падением посещаемости на 10-15%. Думаю, что в такой ситуации увереннее себя чувствуют те центры, которые смогли обеспечить лучшие санитарные условия и донести эту информацию до посетителей. При прочих равных, в безопасный торговый центр идут охотнее. Меры уже знакомые: контроль температуры, масочного режима на входе, раздача масок, дезинфекция, агитация и т.д.
Выбывание сотрудников из-за ограничений — это задача уже знакомая по первой волне. Торговым центрам стоит установить сменный график для персонала, определиться, кто кого заменяет в случае болезни/карантина, кого можно отправить на удаленку и как при этом работать (мессенджеры, почта, zoom). Помимо этого, необходимо провести переговоры с обслуживающими организациями по эксплуатации, клинингу, охране — есть ли у них кадровый резерв, как они планируют осуществлять подмену персонала.

Рейды по ТЦ
В связи с тем, что многие торговые центры расслабились и уже не так строго блюдут масочный режим, проводят антикоронные мероприятия, Роспотребнадзор и другие контролирующие органы активизировали проверки соблюдения требований в торговых центрах.

Проверяют по формальным признакам как сами центры, так и арендаторов:
- на наличие приказов на ответственных;
- на наличие спецпомещений для приема пищи;
- на наличие мест для приготовления дезифекционных растворов;
- на наличие действий по централизованному сбору использованных масок;
- контроль температуры, журналы замеров;
- журнал выдачи СИЗ;
- на наличие кварцевых ламп, рециркуляторов и т.д.

В основном это штрафы, но для наиболее провинившихся предусмотрено и административное приостановление деятельности. Помимо торговых центров проверяют и самих посетителей (в основном на маски и перчатки), составляют акты.

Те, кто имеет опыт проверок контролирующими органами, знают, что к ним надо готовиться, иметь в наличии папку со всеми бумажными подтверждениями процессов и быть готовым получить минимальный штраф. Без штрафа не получится — главное сделать его наименее болезненным.

Ограничения работы арендаторов
В ряде регионов уже ввели ограничения на работу общепита (Воронежская область), а где-то еще не успели их снять даже. Но в большинстве регионов закрытие кафе, ресторанов и фуд-кортов пока не подтвердилось, хотя такие меры и обсуждаются. Власти пытаются усидеть на двух стульях: и бизнес не добить, и при этом не допустить резкого развития эпидемиологической статистики. Но рано или поздно такой выбор встанет.
Пока стоит проработать с общепитом варианты перехода в дарк китчен, на доставку — ставки при этом за OPEX и аренду, отчетность и т.д.

В арсенале у властей есть еще множество инструментов регулирования ситуации. Основные методы я привел в диаграмме. Думаю, что если начнут ограничивать арендаторов I группы риска (общепит, кинотеатры, фитнес, детские развлечения), то на этом не остановятся и будут идти до ограничения/закрытия II группы риска (fashion, обувь, спортивные товары), изоляции большей части граждан и т.д. Учитывая развитие ситуации, решения будут происходить очень быстро.

Если так пойдет, то с декабря придется вводить антикоронные бюджеты, сажать арендаторов на OPEX + арендная плата (с максимальной скидкой) + %.

Готовимся к оптимизации расходов
По опыту весны, большинство торговых центров сокращали расходы на техническую эксплуатацию (7-10%), на охрану (30-40%), клининг (40-60%) — в основном это происходило по мере закрытия части площади.

Были некоторые сокращения и в команде управления, в расходах на маркетинг, откладывали налоговые и банковские платежи.

Но думаю, что сейчас самое время учесть ошибки весны и не резать бюджеты без оглядки на результат. Ведь многие пожинали плоды «оптимизации» в июле, отмывая заросшие грязью полы, восстанавливая инженерные системы или вкладывая дополнительные средства в привлечение покупателей, «забывших» дорогу в торговый центр. А ведь были и случаи пожаров на объектах, оставшихся без должной эксплуатации.

Наиболее результативно было бы достать бюджеты прошлых периодов и в составе рабочих групп обсудить, что было сделано правильно, а какие расходы стоило бы предусмотреть. В любом случае надо быть готовым к быстрому переходу на план оптимизации.

Отслеживаем ситуацию, лоббируем
Сейчас такое время, когда власти не готовы разъяснять, комментировать и учитывать интересы бизнеса, — ситуация меняется слишком быстро, решения принимаются сложные. Необходимо отслеживаться ситуацию каждый день в профильных информационных ресурсах.

Первая волна показала, что власти прислушиваются только к объединенным представителям отрасли. И у нас есть такие ассоциации: СТЦ, РСТЦ, АКОРТ и множество других. Решение на поверхности: объединяемся, распространяем проверенную информацию, подписываем обращения.

Подводя итог. Паниковать не надо, меры не будут настолько жесткие, как весной. Первую волну мы пережили, переживем и вторую. Полагаю, что такая ситуация продлится на остаток осени и на всю зиму до февраля-апреля. В общем, готовимся к работе вдолгую, но надеемся на лучшее.