Как это ни странно, большинство начинающих рестораторов пренебрегает отработанными схемами маркетинга, уповая на всеми любимое сарафанное радио. Не буду спорить, что это важный фактор, играющий немалую роль в выходе на точку окупаемости, но рассчитывать только на него – не стоит, ведь первой прибыли в таком случае можно ждать намного дольше, чем если бы вы внедряли инструменты маркетинга на старте.
Моя практика показывает, что особенно интенсивно вкладываться в маркетинг следует первые 3-4 месяца работы, а после – можно выделять этой отрасли небольшой процент от месячного товарооборота и плана выручки. В среднем я откладываю на эту часть от 250 000 рублей.
Недостаточно запустить рекламу в момент открытия или до появления первых гостей, маркетинг должен стать неотъемлемой частью бизнеса. Организация маркетинговой стратегии ресторана включает в себя не только рекламу, но и другие процессы — начиная от ценообразования блюд и заканчивая уровнем обслуживания.
Привлечь гостя в ресторан — это самое простое из того, что можно сделать в маркетинге, а вот удержать посетителя, сделав его постоянным клиентом и повлиять на его рекомендации окружающим – процесс, требующий особого внимания.
Если вы не готовы выделить время и бюджет на работу квалифицированного маркетолога – зарекомендовать заведение на высококонкурентном рынке и удержать гостя будет практически невозможно.
Что работает в 2022 году?
Утверждение о том, что каждое заведение найдёт своего посетителя – абсолютно верно. Но также верно то, что своего посетителя нужно найти.
Маркетинг в ресторанном бизнесе в 2022 году — это эмоции, качественный сервис и всё, что связано с интернет-продвижением. Возможности, которые сегодня предоставляют поисковые системы и соцсети, несмотря на все ограничения, позволяют увеличить спрос гораздо эффективнее, чем старые методы вроде офлайн-рекламы. Как показывает практика, хороший маркетолог позволяет сэкономить рекламные бюджеты до 80%.
Карты
Пользователи часто изучают информацию о заведении, пользуясь картами Google и Yandex. Гости оставляют отзывы в карточке предприятия, а это значительно влияет на лояльность аудитории. Помимо всего прочего, пользуясь этим инструментом, вы можете отслеживать качество и эффективность работы заведения и влиять на рейтинг, исправляя недочёты. Стоит обратить внимание на следующие моменты:
• Укажите полное название организации;
• Укажите слова-ключи в описании организации;
• При заполнении вида деятельности – выбирайте все три категории. Это позволит использовать карты максимально эффективно;
• Обязательно проставьте все необходимые галочки во вкладке «особенности»;
• Укажите адрес сайта и ссылки на соцсети;
• Добавьте фотографии заведения;
• Заполняйте раздел «новости»: пишите о предстоящих мероприятиях, скидках и акциях.
Ну и конечно не стоит забывать о грамотной обработке отзывов и работе с негативом – в ответе на отрицательный комментарий обязательно указывайте, что вы проработали и устранили проблему, на которую поступила жалоба.
Соцсети
Постинг актуальных новостей, фото и видеоконтента, меню, интерьера, отслеживание упоминаний вашего заведения по геолокации, отметки страницы, хэштеги, общение с аудиторией – неотъемлемая часть маркетингового продвижения. Чем больше активности будет создаваться вокруг заведения другими пользователями сети, тем популярнее будет становиться ваш ресторан.
Видеоконтент должен вызывать аппетит, поэтому снимайте процесс приготовления блюд, сервировку, готовое блюдо с разных ракурсов, добавляйте slow mo ролики (ролики с замедленной видеосъёмкой) накладывайте популярную музыку.
«Вконтакте» в текущих условиях набирает обороты, и пока ещё не все поняли, как там продвигаться – создайте паблик своего заведения и начните переносить туда контент и подписчиков из других соцсетей. Когда страница наполнится информацией – можно начать использовать другие инструменты маркетинга, такие как таргетинг, коллаборации с лидерами мнений или площадками со схожей целевой аудиторией.
В нынешней ситуации не стоит забрасывать Reels в Instagram и TikTok, ведь пока еще есть возможность использовать их с VPN, а эксперты прогнозируют возвращение данных площадок в Россию.
Формат вертикальных роликов позволяет завоевать внимание новых потенциальных клиентов и удерживать уже имеющихся, а самое главное – это бесплатно. Многие предприятия спускают миллионные бюджеты на таргетированную рекламу, игнорируя этот инструмент, а зря. Попробуйте снимать процесс подачи блюда, команду ресторана, интерьер, инсталляции, гостей, мероприятия, а далее проанализируйте, какие именно ролики пользуются наибольшей популярностью. Если контент интересный – он сам автоматически продвигается и показывается подходящей вам целевой аудитории. Не забывайте использовать призывы в конце: попробуйте предложить скидку по кодовому слову, написанному в директ или пригласите на бизнес-ланч.
Ведение канала на YouTube – это ещё один способ привлечение нового трафика и повышение лояльности аудитории. Самое популярное решение для этой площадки сегодня – это создание собственного шоу, в котором шеф-повар будет делиться рецептами коронных блюд или секретами необычной подачи. Не стоит концентрироваться на миллионных просмотрах, важно зацепить внимание аудитории интересным контентом и самим заведением.
Тот факт, что YouTubе запретил монетизацию Российских каналов не говорит о том, что данной площадкой перестанут пользоваться. Тем более, наша цель – продвижение и повышение узнаваемости бренда, а не заработок за счёт публикации видеороликов.
В условиях, когда соцсети блокируют одну за одной – не стоит терять времени зря, создайте Telegram-канал и переносите туда контент из Instagram. Помимо этого Telegram даёт возможность создания чат-ботов – отличного инструмента для наращивания аудитории, а также здесь можно создавать коллаборации с другими каналами с аналогичной ЦА.
Коллаборации
Коллаборации с брендами или известными личностями – это отличный способ привлечения нового трафика. Здесь заключить сотрудничество с тем, у кого похожая целевая аудитория. Данный инструмент эффективен для обеих сторон и приносит пользу каждому. Можно пригласить известных личностей, которые станут лицом заведения, регулярно его посещаю и анонсируя своей аудитории. Или же заключить договорённость с любой фирмой, которая будет предоставлять выгодные условия для ваших посетителей, а вы – для их клиентов.
Мероприятия
Живая музыка, тематические вечеринки, гастроужины, закрытые показы, мастер-классы от шеф-повара – все эти event-мероприятия способны познакомить новую аудиторию с рестораном. Главное, чтобы событие соответствовало запросам клиентов и концепции ресторана. Помимо привлечения новых клиентов, данный маркетинговый инструмент помогает ещё и увеличить прибыль.
Программы лояльности
Каждому ресторану хочется иметь постоянных гостей, но как на это повлиять? Лояльность – это не только выгодные условия (дисконтные карты, скидки по различным поводам и т.д.), но и эмоции, которые вызывает заведение. Лояльный клиент всегда отдаст предпочтение тому месту, где ему будут рады и где его знают, даже если цены там будут дороже средних, поэтому стоит уделять особое внимание навыкам общения персонала с гостями.
Что уже и не работает в 2022 году
Рассылки писем и сообщений
В 2022 году рассылки устарели точно так же, как и бумажные письма. У многих уже давно стоит защита от спама или блокировка для тех, кто постоянно присылает «выгодные предложения». Более того, возможно это и хорошо, что до многих письма не доходят, ведь это бесит многих получателей и формирует репутацию спамера вокруг заведения.
Push-уведомления
Большинство пользователей смартфонов игнорируют или просто отключают данную функцию, поэтому она абсолютно бесполезна.
Обзвон клиентов через чат-боты
Знаете ли вы хотя бы одного человека, которому было бы интересно получить предложение о каком-либо продукте или услуге по телефону с неизвестного номера с голосом робота? Большинство людей очень заняты и просто не берут трубку, а те, кто отвечают на звонки – зачастую ищут возможность закончить разговор как можно быстрее и даже не слушают информацию, которую им пытаются донести. Мозг человека уж точно более гибок, чем мозг компьютерной системы, и когда речь заходит об обработке данных и уточнении дополнительной информации – недостатки искусственного интеллекта становятся очевидными. Не будем забывать и о таким человеческом факторе, как эмоции – усталость или перепады настроения, которые не способна учесть электронная машина.