Как это ни странно, большинство начинающих рестораторов пренебрегает отработанными схемами маркетинга, уповая на всеми любимое сарафанное радио. Не буду спорить, что это важный фактор, играющий немалую роль в выходе на точку окупаемости, но рассчитывать только на него – не стоит, ведь первой прибыли в таком случае можно ждать намного дольше, чем если бы вы внедряли инструменты маркетинга на старте.

Моя практика показывает, что особенно интенсивно вкладываться в маркетинг следует первые 3-4 месяца работы, а после – можно выделять этой отрасли небольшой процент от месячного товарооборота и плана выручки. В среднем я откладываю на эту часть от 250 000 рублей.

Недостаточно запустить рекламу в момент открытия или до появления первых гостей, маркетинг должен стать неотъемлемой частью бизнеса. Организация маркетинговой стратегии ресторана включает в себя не только рекламу, но и другие процессы — начиная от ценообразования блюд и заканчивая уровнем обслуживания.
Привлечь гостя в ресторан — это самое простое из того, что можно сделать в маркетинге, а вот удержать посетителя, сделав его постоянным клиентом и повлиять на его рекомендации окружающим – процесс, требующий особого внимания.
Если вы не готовы выделить время и бюджет на работу квалифицированного маркетолога – зарекомендовать заведение на высококонкурентном рынке и удержать гостя будет практически невозможно.

Что работает в 2022 году?
Утверждение о том, что каждое заведение найдёт своего посетителя – абсолютно верно. Но также верно то, что своего посетителя нужно найти.

Дмитрий Левицкий о семи соломинках для общепита



Маркетинг в ресторанном бизнесе в 2022 году — это эмоции, качественный сервис и всё, что связано с интернет-продвижением. Возможности, которые сегодня предоставляют поисковые системы и соцсети, несмотря на все ограничения, позволяют увеличить спрос гораздо эффективнее, чем старые методы вроде офлайн-рекламы. Как показывает практика, хороший маркетолог позволяет сэкономить рекламные бюджеты до 80%.

Карты
Пользователи часто изучают информацию о заведении, пользуясь картами Google и Yandex. Гости оставляют отзывы в карточке предприятия, а это значительно влияет на лояльность аудитории. Помимо всего прочего, пользуясь этим инструментом, вы можете отслеживать качество и эффективность работы заведения и влиять на рейтинг, исправляя недочёты. Стоит обратить внимание на следующие моменты:
• Укажите полное название организации;
• Укажите слова-ключи в описании организации;
• При заполнении вида деятельности – выбирайте все три категории. Это позволит использовать карты максимально эффективно;
• Обязательно проставьте все необходимые галочки во вкладке «особенности»;
• Укажите адрес сайта и ссылки на соцсети;
• Добавьте фотографии заведения;
• Заполняйте раздел «новости»: пишите о предстоящих мероприятиях, скидках и акциях.
Ну и конечно не стоит забывать о грамотной обработке отзывов и работе с негативом – в ответе на отрицательный комментарий обязательно указывайте, что вы проработали и устранили проблему, на которую поступила жалоба.

Соцсети
Постинг актуальных новостей, фото и видеоконтента, меню, интерьера, отслеживание упоминаний вашего заведения по геолокации, отметки страницы, хэштеги, общение с аудиторией – неотъемлемая часть маркетингового продвижения. Чем больше активности будет создаваться вокруг заведения другими пользователями сети, тем популярнее будет становиться ваш ресторан.

Шесть правил SMM в новых условиях



Видеоконтент должен вызывать аппетит, поэтому снимайте процесс приготовления блюд, сервировку, готовое блюдо с разных ракурсов, добавляйте slow mo ролики (ролики с замедленной видеосъёмкой) накладывайте популярную музыку.

«Вконтакте» в текущих условиях набирает обороты, и пока ещё не все поняли, как там продвигаться – создайте паблик своего заведения и начните переносить туда контент и подписчиков из других соцсетей. Когда страница наполнится информацией – можно начать использовать другие инструменты маркетинга, такие как таргетинг, коллаборации с лидерами мнений или площадками со схожей целевой аудиторией.

В нынешней ситуации не стоит забрасывать Reels в Instagram и TikTok, ведь пока еще есть возможность использовать их с VPN, а эксперты прогнозируют возвращение данных площадок в Россию.

Формат вертикальных роликов позволяет завоевать внимание новых потенциальных клиентов и удерживать уже имеющихся, а самое главное – это бесплатно. Многие предприятия спускают миллионные бюджеты на таргетированную рекламу, игнорируя этот инструмент, а зря. Попробуйте снимать процесс подачи блюда, команду ресторана, интерьер, инсталляции, гостей, мероприятия, а далее проанализируйте, какие именно ролики пользуются наибольшей популярностью. Если контент интересный – он сам автоматически продвигается и показывается подходящей вам целевой аудитории. Не забывайте использовать призывы в конце: попробуйте предложить скидку по кодовому слову, написанному в директ или пригласите на бизнес-ланч.

Ведение канала на YouTube – это ещё один способ привлечение нового трафика и повышение лояльности аудитории. Самое популярное решение для этой площадки сегодня – это создание собственного шоу, в котором шеф-повар будет делиться рецептами коронных блюд или секретами необычной подачи. Не стоит концентрироваться на миллионных просмотрах, важно зацепить внимание аудитории интересным контентом и самим заведением.

Тот факт, что YouTubе запретил монетизацию Российских каналов не говорит о том, что данной площадкой перестанут пользоваться. Тем более, наша цель – продвижение и повышение узнаваемости бренда, а не заработок за счёт публикации видеороликов.

В условиях, когда соцсети блокируют одну за одной – не стоит терять времени зря, создайте Telegram-канал и переносите туда контент из Instagram. Помимо этого Telegram даёт возможность создания чат-ботов – отличного инструмента для наращивания аудитории, а также здесь можно создавать коллаборации с другими каналами с аналогичной ЦА.

Подходит ли Telegram для торговли и ресторанов



Коллаборации
Коллаборации с брендами или известными личностями – это отличный способ привлечения нового трафика. Здесь заключить сотрудничество с тем, у кого похожая целевая аудитория. Данный инструмент эффективен для обеих сторон и приносит пользу каждому. Можно пригласить известных личностей, которые станут лицом заведения, регулярно его посещаю и анонсируя своей аудитории. Или же заключить договорённость с любой фирмой, которая будет предоставлять выгодные условия для ваших посетителей, а вы – для их клиентов.

Мероприятия
Живая музыка, тематические вечеринки, гастроужины, закрытые показы, мастер-классы от шеф-повара – все эти event-мероприятия способны познакомить новую аудиторию с рестораном. Главное, чтобы событие соответствовало запросам клиентов и концепции ресторана. Помимо привлечения новых клиентов, данный маркетинговый инструмент помогает ещё и увеличить прибыль.

Программы лояльности
Каждому ресторану хочется иметь постоянных гостей, но как на это повлиять? Лояльность – это не только выгодные условия (дисконтные карты, скидки по различным поводам и т.д.), но и эмоции, которые вызывает заведение. Лояльный клиент всегда отдаст предпочтение тому месту, где ему будут рады и где его знают, даже если цены там будут дороже средних, поэтому стоит уделять особое внимание навыкам общения персонала с гостями.

Что уже и не работает в 2022 году

1

Рассылки писем и сообщений

В 2022 году рассылки устарели точно так же, как и бумажные письма. У многих уже давно стоит защита от спама или блокировка для тех, кто постоянно присылает «выгодные предложения». Более того, возможно это и хорошо, что до многих письма не доходят, ведь это бесит многих получателей и формирует репутацию спамера вокруг заведения.

2

Push-уведомления

Большинство пользователей смартфонов игнорируют или просто отключают данную функцию, поэтому она абсолютно бесполезна.

3

Обзвон клиентов через чат-боты

Знаете ли вы хотя бы одного человека, которому было бы интересно получить предложение о каком-либо продукте или услуге по телефону с неизвестного номера с голосом робота? Большинство людей очень заняты и просто не берут трубку, а те, кто отвечают на звонки – зачастую ищут возможность закончить разговор как можно быстрее и даже не слушают информацию, которую им пытаются донести. Мозг человека уж точно более гибок, чем мозг компьютерной системы, и когда речь заходит об обработке данных и уточнении дополнительной информации – недостатки искусственного интеллекта становятся очевидными. Не будем забывать и о таким человеческом факторе, как эмоции – усталость или перепады настроения, которые не способна учесть электронная машина.