По сети гуляет забавный мем с плотником, сколачивающим стул и проклинающим блогеров, вечно сидящих в кафе. И заканчивается он фразой «в кафе больше не нужны стулья, ты уволен». Это и есть наглядное представление эффекта домино. И сейчас начинает падать первая из костей. А неопределенное будущее можно вполне определенно предсказать.

Что происходит за резким увеличением цен, которое начинает понемногу ощущаться? Ответов много, но мы старательно избегаем самого важного, «второй доминошки». Она не про спрос и предложение, она про падение реальных, и вполне возможно, что и номинальных зарплат.

Изменение спроса и предложения — это лишь причина, вакуум легко заполнить. Поэтому после перестроения цепочек поставок рыночный баланс будет найдет в какой-то другой равновесной точке. Но что произойдет с бизнесом? Стремясь удержать спрос и аккуратно повышать цены, он будет сокращать собственные издержки. И там, где расходы на сотрудников существенны, урезаться прежде всего будет зарплатный фонд. И это логично, ведь в новом балансном состоянии сократившегося спроса работы будет меньше. А значит либо увольнения, чему могут быть выстроены серьёзные административные препоны, либо сокращение реальной зарплаты. Т.е. её рост, не соответствующий росту уровня цен на товары и услуги. А там, где бизнес ориентирован на поток потребителей, скорее всего еще и снижение номинальной зарплаты, т.е. уменьшение количества денег.

Почему возможно и то и другое? Сокращение спроса - это всего лишь одна «беда». Есть и вторая – это изменение равновесия на рынке труда.

Во многих отраслях, например, в ресторанной и ретейле, где спрос на персонал превышал предложение, очень скоро ситуация сменится на обратную: большое количество соискателей позволит компаниям существенно снижать размер вознаграждения при поиске новых сотрудников.


Судя по прогнозам по безработице, можно смело говорить о 30 и даже 50%. Как минимум в реальном эквиваленте. А деньги вполне могут допечатать, несмотря на заверения о сохранении бюджетного правила.

Картина весьма безрадостная. Вторая «кость» вероятнее всего упадёт уже к лету.

Но самое неприятное в этом то, что само домино на этом не закончится. Цикл будет повторяться и повторяться – ведь за сокращением реальной зарплаты начнётся следующий виток сокращения спроса.


И падать домино перестанет лишь тогда, когда закончатся кости.

Сфера услуг, за ней, например, падение арендных ставок и замирание коммерческого строительства… Вариантов очень много, а построить собственную ветку в общем домино даже от глубокого B2B-бизнеса к текущей ситуации – совсем не сложно. Такое упражнение поможет оценить заранее, на сколько сильно скажется падение экономики на вашем бизнесе. Потому как домино продолжит падать цикл за циклом.

Сейчас пока еще большинство компаний находится в весьма позитивном настроении, видя лишь открывающиеся возможности. Но давайте не будем забывать базовые экономические постулаты – прекращение падения домино возможно лишь тогда, когда в экономику начинают вливаться деньги, внешние капиталы, стимулирующие развитие внутреннего потребления.

И надежда на китайский или индийский ручеек не поможет, потому как этот капитал не осядет внутри страны. 


Просто домино станет маджонгом.

Но, как это бывает с бизнесом, безвыходных ситуаций при условии сохранения относительно свободного рынка нет. Пока еще рано вспоминать про плановую экономику СССР, но самое время подключать экономические знания. Благо примеров масштабных кризисов было достаточно и сценарий, по которому они развиваются, приблизительно одинаков.

А охаянная «практиками» теория нам чётко говорит, что делать. Диверсифицироваться.


Превентивная диверсификация, когда вы перестаёте мыслить востребованностью продукта (мода на продуктологов закончилась) и начинаете думать о сочетании компетенций, технологий и репутации – открывает много любопытных возможностей. И вот уже производитель пластиковых вёдер становится гибким производством изделий из пластика, а пиццерия или кофейня – поставщиком эндорфинов, получаемых из доступных продуктов. Дополнив эту картину более чётким товарным предложением, спрос на которое лишь растёт по мере разрастания кризиса и снижения покупательской способности, можно получить хоть и мрачную картину, но которая куда больше ассоциируется с выжившим бизнесом, сохранившим своё лицо.

Ведь нельзя забывать и о том, как жить не в процессе падения рынков, а далее, в период восстановления. Разрушив ценные цепочки поставок и потеряв клиентов сейчас, восстановить их будущем будет крайне сложной задачей — ведь они тоже будут адаптироваться под новую реальность. И мы приходим к весьма простому рецепту выживания: оставаться людьми, не забывать про совесть, привлекать экономическую теорию как знание и избавляться от маркетинговой близорукости, расширяя понимание собственных возможностей и компетенций.

Другие колонки Сергея Славинского