На протяжении последних 2 лет количество вакансий от компаний из отрасли розничной торговли на hh.ru увеличивалось год от года. Исключение составил лишь I квартал 2019 года, когда по России в целом число предложений о работе уменьшилось на 9% в сравнении с I кварталом 2018 года, в Москве — на 17%, в Петербурге — на 13%. Затем в III и IV кварталах наблюдался рост спроса на персонал из разных профессиональных областей. Например, с октября по декабрь 2019 года в стране было открыто на 10% больше вакансий в ретейле, чем за аналогичный период 2018 года. Та же ситуация характерна для Москвы (прирост 6%) и Северной столицы (13%). 



Интересно посмотреть на динамику вакансий в ретейле в двух столицах и по России в целом в сравнении с I кварталом 2017 года. Очевидно, что в регионах и Петербурге рынок растет быстрее, чем в Москве. Если в столице отмечен стабильный прирост от квартала к кварталу в среднем на 34%, то по России видны сезонные колебания и скачки спроса в I и III кварталах 2018 года, в III и IV кварталах 2019 года. Для сравнения: в октябре-декабре 2019 года по отношению к январю-марту 2017 года количество предложений о работе в отрасли розничной торговли от компаний из разных регионов страны увеличилось на 71%, от петербургских работодателей — на 68%, от московских — на 46%. 

Региональная структура рынка вакансий
Что касается региональной структуры рынка вакансий в ретейле, большая часть предложений о работе традиционно приходится на Москву (21% от всех вакансий от компаний из сферы розничной торговли в России в 2019 году), Московскую область (10%), а также Петербург (8%). В пятерку лидеров по числу открытых вакансий также можно включить работодателей из Краснодарского края (4%), Татарстана, Свердловской и Ростовской областей (по 3% на каждый регион). Чуть менее активны в привлечении персонала компании из Нижегородской, Воронежской, Самарской, Новосибирской, Челябинской областей, а также Башкортостана — на каждый из этих регионов приходится по 2% от общей доли рынка вакансий в ретейле в стране. С другой стороны, каждое третье предложение о работе, размещенное в 2019 году компаниями из сегмента розничной торговли, было ориентировано на соискателей из других регионов России.

Если говорить о специализации компаний из отрасли розничной торговли, которые чаще искали сотрудников на hh.ru в 2019 году, то можно отметить некоторые расхождения между регионами и двумя столицами в разбивке по сферам. Так, например, в топ-5 самых активных на рынке труда Москвы и Петербурга входят работодатели, специализирующиеся на продаже продуктов питания (29% в столице и 39% в Петербурге), одежды, обуви и аксессуаров (27% и 25%), интернет-магазины (19% и 15%), розничные сети DIY и товаров для дома (9% и 13%), drogerie и товаров повседневного спроса (по 7%), книжек, игрушек, подарков и прочего (7% и 10%). В регионах также сильны розничные продуктовые сети (42%) и ретейлеры одежды, обуви, аксессуаров (22%), но в тройке лидеров по числу открытых вакансий уверенно держатся компании, которые специализируются на drogerie и продаже товаров повседневного спроса (12%).



Кто востребован у работодателей
Безусловно, в большей степени представители розницы заинтересованы в привлечении специалистов из сферы продаж (61% всех вакансий в отрасли розничной торговли в III квартале в России, 57% — в Москве и 62% — в Петербурге). Также популярны кандидаты из профобласти транспорта, логистики и начинающие специалисты, студенты. В топе рейтинга самых востребованных есть и представители профобластей бухгалтерии, производства, рабочий и административный персонал, маркетологи, HR-менеджеры и ИТ-специалисты. Интересно другое — за прошедшие 5 лет структура спроса ни в регионах, ни в городах федерального значения практически не изменилась. В России заметнее всего увеличение доли вакансий для соискателей из сферы транспорта и логистики (с 8% в 2015 году до 12% в 2019 году от общего числа предложений о работе для кандидатов из разных профобластей), представителей производства (с 5 до 7%) и рабочих специальностей (с 4 до 6%). В Москве произошли аналогичные изменения, но можно еще отдельно выделить сегмент ИТ и информационных технологий, доля которого в общей структуре рынка вакансий в ретейле за 5 лет выросла с 7 до 9%. Та же ситуация наблюдается в сфере туризма, гостиниц, ресторанов в Петербурге, которая теперь занимает 5%, а в 2015 году на нее приходилось только 3%.

Есть еще один очевидный тренд — снижение доли вакансий для начинающих специалистов и студентов, а также представителей сферы продаж. 


 
Требования к опыту работы
Чем больше рынок труда, тем выше требования к соискателям — подобная тенденция прослеживается при сравнении московского и регионального рынка труда в отрасли ретейла. И в Москве, и по России практически в каждой второй вакансии, открытой в 2019 году, встречается обязательное условие — опыт работы от 1 года до 3 лет. Однако другие 17% предложений о работе в столице предполагают наличие более серьезного профессионального стажа у кандидатов — от 3 лет и более, в то время как в регионах таковых насчитывается 10%. При этом 43% вакансий, опубликованных в разных регионах страны, были доступны соискателям без опыта работы, по Москве этот процент меньше (36%). Работодатели из Северной столицы в 40% вариантов готовы были рассмотреть начинающих специалистов без релевантного опыта работы.


Средние предлагаемые заработные платы
По аналитике «Карты вакансий» — сервиса для работодателей, позволяющего оценивать зарплаты и конкурентное поле в борьбе за персонал, — средняя предлагаемая в вакансиях заработная плата в розничной торговле в России на протяжении последних 2 лет не превышала 34 580 рублей. Среднее финансовое предложение в Петербурге и Москве традиционно выше — 45 690 рублей и 57 455 рублей по итогам IV квартала 2019 года соответственно.


Та же тенденция прослеживается и при оценке зарплатных предложений по самым популярным у работодателей позициям. Например, программисты, разработчики в ретейле в Москве в среднем могут рассчитывать на 120 тыс. рублей, в Петербурге — на 95 тыс. рублей, в России их зарплаты могут достигать 90 тыс. рублей. Заработок маркетолога по стране в целом составляет 48 тыс. рублей, в Северной столице — 60 тыс. рублей, в столичных компаниях из отрасли розничной торговли — 70 тыс. рублей. Аналогичная денежная корреляция в зависимости от региона есть и по позициям менеджеров по продажам (40 тыс. рублей, 50 тыс. рублей, 60 тыс. рублей соответственно), директоров магазинов (42,5 тыс. рублей, 45 тыс. рублей, 52,1 тыс. рублей) и логистов (34 тыс. рублей, 35 тыс. рублей, 50 тыс. рублей). Чуть ниже зарплатное предложение для продавцов-консультантов — от 35,5 тыс. рублей по России до 40 тыс. рублей в Москве, администраторов — 30,5-44,5 тыс. рублей. Нижние строчки условного рейтинга заработных плат по самым востребованным специалистам занимают мерчандайзеры и продавцы-кассиры — их заработок варьируется в среднем от 25 тыс. до 35 тыс. рублей в зависимости от региона.


 

«Портрет» соискателя
На основе данных из резюме, открытых в конце 2019-го — в начале 2020 года соискателями из России, можно составить усредненный «портрет» кандидата, желающего работать в сфере продаж в розничной торговле.В основном это женщины (71%). Основные активные группы соискателей — 26-35 лет (34%), до 22 лет (21%), 36-45 лет (19%) и 22-25 лет (17%). Практически каждое десятое резюме принадлежит потенциальным работникам старше 46 лет.

Более 38% соискателей имеют диплом о высшем образовании, у 12% на руках документы о незаконченном высшем образовании. Еще в 30% резюме указано среднее специальное образование и в 19% — только среднее.

При этом практически каждый второй имеет опыт работы в продажах в розничной торговле более 6 лет (46%), каждый пятый — от 3 до 6 лет. С профессиональным опытом от 1 года до 3 лет вышли на открытый рынок труда 18% соискателей. Начинающих специалистов чуть меньше — 15% всех кандидатов.

Сектор ретейла — один из самых активных на российском рынке труда. Несмотря на динамичное развитие отрасли, которое мы наблюдаем на протяжении последних 5 лет, у розницы есть ряд так называемых хронических проблем. Во-первых, для крупного сетевого ретейла характерна довольно высокая, в сравнении с другими отраслями, текучесть кадров. Во-вторых, растет дефицит квалифицированнных линейных специалистов. На ситуацию влияют и макротренды — демография, новые технологии, рост требований к соискателям и так далее. Фокус на молодежь, который делают сегодня многие компании, в ретейле тоже имеет свою специфику.

В отличие от того же сектора сельского хозяйства, где главной проблемой становится привлечение молодых специалистов, в розничной торговле есть смысл делать акцент все же на удержании начинающих специалистов — разработке новых систем мотивации с прозрачной схемой карьерного роста и развития, обучении, внедрении гибких схем занятости, расширении социального пакета.

Эти и другие факторы повлияли на то, что представители ретейла сегодня занимают ведущие позиции по внедрению новых технологий в сферу HR. С учетом высокой текучести персонала и сложных бизнес-процессов автоматизация рекрутинга становится необходимостью для ускорения подбора. Лидеры рынка внедряют облачные CRM для рекрутмента типа Talantix, чтобы добиться максимальной прозрачности на всех этапах подбора и снизить рутинную нагрузку на рекрутера.