Если спросить урбанистов, архитекторов, девелоперов о том, какие темы можно считать самыми актуальными в диалоге о развитии города, то и эксперты, и практики, вероятнее всего, скажут, что в фокусе внимания сегодня общественные центры и редевелопмент.

В контексте всеобщего интереса к возможностям устойчивого развития, преобразование устаревших форматов городской недвижимости — фабрик и заводов, рынков и бань, домов культуры и кинотеатров, а в скором будущем и классических ТЦ — кажется особенно актуальным.

По моей оценке, Петербург занимает первое место в Европе по количеству неэффективно используемых или просто брошенных зданий. Предположение это построено на простой логике: третий во величине город Европы с богатейшей историей городского строительства явно не входит и в десятку развитых городских экономик континента.

Артем Балаев

С 2009 по 2016 год был генеральным продюсером и совладельцем фестиваля Aurora Fashion Week. С 2013 по 2018 год являлся генеральным продюсером и совладельцем гастрономического фестиваля «О, ДА! ЕДА!». Кроме того, организовывал фестиваль крафтового пивоварения CRAFT WEEKEND и эногастрономический фестиваль. «Бокал и рюмка».

В 2019 году основал компанию «Агора. Гастроурбанистика».  «Агора. Гастроурбанистика» создает концепции реновации, занимаемся брокериджем и маркетингом для объектов недвижимости общей площадью более 70 000 м2: ТЦ, исторических рынков и дворца культуры.



Вот пять советов собственникам недвижимости, находящимся на пороге редевелопмента.

Совет №1: Используйте соучаствующее проектирование

Соучаствующее проектирование — это вовлечение жителей в процесс проектирования общественных пространств: городских скверов, спортивных площадок, детских городков и даже торговых центров. Такой подход помогает раскрыть потенциал территории: определить функции, аудиторию, назначение. Соучаствующее проектирование помогает легитимизировать проект среди городской аудитории, формирует фундамент для его успеха при запуске.

Есть множество инструментов для совместного сотрудничества: анкетирование, опросы, фокус-группы, проектные семинары. Их следует выбирать в соответствии с контекстом, масштабом и длительностью реализации проекта.
Но стоит учитывать, что в ходе соучаствующего проектирования потребители опираются на личный практический опыт и не всегда открыты к смелым творческим решениям. Этот фактор может сильно повлиять на процесс проектирования.

Работая над разработкой концепции для ДК Кирова, расположенного в Петербурге, мы решили устроить онлайн-опрос жителей, узнать, как они относятся к реконструкции, что бы хотели видеть на территории ДК и чего больше всего не хватает на Васильевском острове. Благодаря такому опросу мы поняли, что переименовывать ДК Кирова не стоит, и нашли идеи для концепций, которые точно будут реализованы.

Пионеры этого направления — агентство Project for Public Spaces. Вот уже 40 лет они создают парки и площади по всему миру, привлекая к работе местных жителей. Агентство возглавляет архитектор Фред Кент, он разработал уникальный метод плейсмейкинга, который предусматривает активную работу проектировщика с локальным сообществом для учета его практических нужд. Также он предложил схему по созданию успешных общественных пространств.

Как правильно создавать общественное пространство
Как правильно создавать общественное пространство


Совет №2: Вовлекайте лидеров профессиональных сообществ

Вовлечение лидеров профессиональных сообществ — важная составляющая при проектировании общественных пространств — в Петербурге, который, как известно, «маленькая деревня», рекомендации стоят очень дорого. Кроме того, это позволяет работать в команде со специалистами из разных областей и учитывать множество деталей, влияющих на развитие территории.

Например, мы, начиная работу, как правило запрашиваем историческую справку об объекте и его месте расположения у одного из создателей модного петербургского объединения краеведов «Гэнгъ», а в вопросах озеленения рекомендуем нашим клиентам работать с командой Plants for Friends (фонд «Зеленый Петербург»).

Совет №3: Опирайтесь на маркетинг наследия

Петербург — один из немногих городов в мире, где краеведение — это реальная значительная индустрия. И с этической, и с коммерческой точки зрения Петербург располагает к проектированию объектов, опираясь на наследие, как на некий фундамент преобразований. Используя маркетинг наследия, мы получаем легитимность как горожан, так и туристов, для которых Петербург — это и имперская столица, город Достоевского, родина ленинградского рок-клуба… и так далее.

Из нашего опыта в качестве примера можно вспомнить Торжковский рынок, где мы также опирались на исторический контекст. Торжковский — важная часть жизни жителей Приморского района с 1978 года: сюда горожане приходят к «своим продавцам», к тем самым, которые продавали продукты еще их бабушкам и дедушкам. Исходя из этой традиции, мы предложили собственнику рынка создать экспозицию, посвящённую истории советской торговли.

Из краеведческой справки мы узнали, что местность рядом с Торжковским рынком была известна в начале ХХ века рестораном «Самарканд», который теперь планируем воссоздать в левом крыле рынка.

Совет №4: Делайте акцент на визуальные коммуникации

В современном мире на человека обрушивается огромное количество информации, ему все сложнее ориентироваться в городском пространстве. Поэтому я считаю, что во всех новейших проектах ключевую роль должна играть визуальная коммуникация — от логотипа, событийных афиш и навигации до пространственных решений. Думаю, что скоро дизайн будут преподавать не только в вузах, но и в школе.

Когда мы говорим про редевелопмент, то нас интересует перспектива десятилетий. Поэтому не учитывать тренд на усиление значения визуальных коммуникаций было бы легкомысленно.

Совет №5: Не пренебрегайте аналитикой

Важно захватить несколько зон анализа: изучите проживающую и дневную аудиторию вокруг объекта, автомобильно-пешеходный трафик, предприятия общественного питания, торгово-сервисные, образовательные, культурные и общественно-деловые объекты рядом с будущим проектом. Это поможет вам найти может быть не самое очевидное, но верное решение.

В прошлом году к нам обратились администрация пространства LeoMall (бывший ТРЦ «Монпансье») с просьбой разработать концепцию фуд-холла. Мы начали исследовать окружение, и оказалось, что в пешей доступности от проекта практически нет ресторанов азиатской кухни. Хотя, по нашей оценке, примерно 20-25% заведений в Петербурге приходится именно на азиатские концепции. Так родилась идея создать первый в России азиатский маркет еды, который откроется в конце марта этого года.