Чем нам всем грозит отсутствие рекламы в Google? В этой ситуации мощные площадки в лице Google и YouTube теряют не только рекламодатели, но и блогеры, которые до сегодняшнего дня монетизировали свои каналы.
Как следствие, компании переориентируют свои бюджеты на «Яндекс», а чем больше конкурентов на площадке, тем выше будет стоимость рекламы. Значит для успешного продвижения в «Яндексе» нужен будет больший бюджет. Такой бюджет смогут позволить себе отнюдь не все предприниматели, что в свою очередь повлечет исключение такого рекламного канала из маркетинговых бюджетов.

Сейчас многие небольшие бизнесы получают своих покупателей именно за счет продвижения на «Яндексе». Когда стоимость за клик и лид сильно вырастет, они просто не потянут. В итоге чем меньше эффективных рекламных каналов – тем меньше покупателей. Ну а дальше меньше продаж и закрытие торговых точек. Хочется верить, что пока действующие соцсети как-то спасут ситуацию, но незначительно. Вероятнее таким бизнесам придется искать какую-то альтернативу.

Мы с клиентами переживали разное время: репутационные кризисы, панику на фоне пожара в ТЦ в 2018 году, ограничения ввиду ковида, - и все это дает мне право утверждать, что любой кризис в информационном пространстве, в частности в социальных сетях, похож на предыдущий.

Обычно он состоит из трех «волн»:
• Агрессия. Она возникает по разным причинам: будь то столкновение двух противоположных мнений (как это было на фоне прививок) или злость от беспомощности и непонимания, и тогда люди начинают вымещать свою злобу на проектах, просто чтобы высказаться.

• Адаптация. Эта стадия приходит чуть позже вместе с пониманием, что ты никак не можешь поменять ситуацию и вынужден под нее подстроиться. В момент адаптации в соцсетях наблюдается тишина.

• Возвращение. Люди постепенно возвращаются к прежней активности: пишут комментарии, задают вопросы, ставят лайки.

Однако, чтобы спокойно дожить до 3 «волны» вам нужно уже сейчас предпринимать конкретные шаги. Даю инструкцию и отвечаю на самые часто задаваемые вопросы.

Сразу сделаю ремарку: свое субъективное мнение я оставляю за кадром. В данном случае я предлагаю план действий, который поможет вашему бизнесу (будь то ТЦ, ретейл или ресторан).

Как вести SMM сейчас:
1. Facebook в России заблокирован. Угроза блокировки Instagram и YouTube высока, но давайте посмотрим рейтинги соцсетей и увидим, что «ВКонтакте» все еще входит в ТОП-3. При блокировке люди вернутся к той соцсети, в которой функционал похож на утраченный. Поэтому мы для своих клиентов всегда сразу делаем два аккаунта – в ВК и Instagram. Сейчас самое время разместить пост или сторис о вашей группе в ВК.

2. Быстро и «на коленке» создавать TikTok или Telegram-канал не имеет смысла. У вас должны быть ресурсы: временные и денежные. Обязательно задайте себе вопрос: Сидит ли ваша целевая аудитория в этих соцсетях? Адаптирован ли ваш бизнес под формат, который диктует площадка. Например, Telegram уместен для длинных и полезных текстов или новостных сводок, но вот для магазинов его функционал абсолютно не удобен.

3. Соцсети стоит продолжать вести. Размещайте в них нейтральный контент: анонсы новых коллекций, акций, мероприятий (если вы их проводите). Также я рекомендую занять нейтральную позицию при написании текстов. Лишнее упоминание политических событий только обострит восприятие аудитории. Коммерческие соцсети должны продавать, а не вступать в полемику с подписчиками. Развлекательный контент необходимо убрать. Также будьте аккуратны с креативами и слоганами. Выражения, которые раньше воспринимались позитивно, сейчас могут вызывать негативные ассоциации («война цен», «полная ликвидация» и пр.).

4. Сейчас многие компании резко сокращают рекламные бюджеты. Но предлагаю подходить к вопросу трезво: у людей пока еще есть деньги, и они готовы потреблять товары. Соответственно, если ваша реклама идет, у нее хорошие показатели эффективности, и к вам приходят заявки (или покупатели в магазин, и вы точно знаете, что они увидели вас благодаря рекламе), то нет смысла сейчас отказываться от работающих инструментов и возможности заработать деньги. Только обязательно отслеживайте метрики эффективности и географию ее размещения. Если же бюджеты ограничены, или вы хотите просто попробовать новый рекламный канал, то в таком случае рекомендую сначала детально изучить поведение целевой аудитории вашего продукта, а только потом тратить деньги.

5. Модерируйте комментарии с учетом обстановки. Относитесь с пониманием к реакции людей и говорите, что вы за мир во всем мире. Сохраняйте критическое мышление и отвечайте также, как во время любого негативного инфоповода.

6. Блогеры. Убедитесь, что блогер разделяет точку зрения вашей компании в вопросе сложившейся политической ситуации. Ведь если он придерживается противоположной, то его мнение впоследствии могут транслировать и на ваш бренд. Если есть возможность – то лучше пока остановите сотрудничество, дождитесь более спокойного времени.