Однажды я напишу книгу о мифах современного маркетинга. Потому что иногда подобные заблуждения не просто комичны, они губительны для бизнеса. Мифы — не всегда красивая история про доблесть и отвагу. Мифы в маркетинге — особенно. Иногда кажется, что все эти лжетеории созданы намеренно, чтобы отсеять доверчивых специалистов и преградить путь к дальнейшему развитию (такие маркетологи часто совершают факапы, поставляя темы для контента моего телеграм-канала «Ретроградный маркетинг»). Но, если кому-то ближе слепое следование заблуждениям, возможно, это к лучшему — вы заранее понимаете, что вам не по пути.
Миф 1. Маркетолог должен продавать
Работу маркетолога можно сравнить с айсбергом — нам виден только конечный продукт, уже готовый к выходу на рынок. Чуть углубившись, мы столкнемся с изучением рынка и его потребностей, анализом целевой аудитории и каналов продаж, брендингом и полноценной рекламной кампанией. Согласитесь, функциональность немного шире, чем у менеджера по продажам. Маркетолог не должен продавать. Маркетолог должен с помощью эффективных инструментов донести ценность продукта до потребителя, провести работу, стимулирующую спрос.
Миф 2. У маркетинга четкие, банальные и простые правила. Все описано в книжках
Видели же эти умилительные рекламные рассылки, гарантирующие получение профессии маркетолога за пару уроков без СМС и регистрации? Прочел пару методичек, обзавелся именными сертификатами-однодневками — и вот ты уже маркетолог. Грустно наблюдать за такой профанацией и обесцениванием опыта. А ведь сколько начинающих бизнесов доверяют таким доморощенным горе-экспертам. Все наивно полагают, что, изучив трехмесячный курс, можно стать маркетологом. Однозначно — нет. Невозможно стать стоящим специалистом, пренебрегая работой в контексте. Скиллы не возьмутся с неба, нужна практика, насмотренность.
Не обязательно строить маркетинг по пятиступенчатой системе. В вашей истории таких ступеней может быть на порядок больше или меньше, потому что это ваша уникальная стратегия, ваш продукт, целевая аудитория, бюджет и уровень конкурентоспособности. Все индивидуально. Маркетолог должен быть погружен во все процессы и ситуации, чтобы максимально качественно реализовать свои профессиональные обязанности.
Миф 3. Мой продукт идеален. Мне не нужен маркетинг
Ваш продукт действительно может быть идеальным и супержеланным. Но есть один нюанс. Если о нем никто не узнает, его никто не купит. Допустим, сарафанное радио уже разнесло о вас весть. Продажи растут, знакомые знакомых довольны, но рано или поздно знакомые выберут ближайший к дому магазин, а ваш конкурент будет и дальше следовать четко сформулированной стратегии развития. Согласитесь, досадно потерять репутацию, клиентов и затраченные ресурсы, опираясь только на краткосрочную перспективу. Вся сила кроется в непрерывном и всестороннем анализе рынка, а также регулярно обновляющихся инструментах сбыта.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Игнорируя современные блага, вы рискуете лишиться бизнеса, потому что без маркетинга ни о каком развитии не может идти и речи.
Миф 4. Digital умер
Digital жив! Даже, я бы сказал, живее всех живых. Просто он, набравшись опыта, трансформировался в другие процессы. Сейчас digital — это целый комплекс решений, стратегия, построенная не на продаже, а на закрытии потребности клиента. Сейчас расскажу как:
— грамотно выстроенная система рассылок;
— уникальный контент (креативьте!);
— собственные медиа — это тоже про digital (например, познавательно-развлекательный «Тинькофф-журнал»);
— умение давать контент непосредственно под запрос клиента, используя таргетированную рекламу;
— нестандартный подход к социальным сетям.
Да, появились новые каналы связи с клиентами. Да, социальные сети активно развиваются. Ну и что? Может, кому-то удобно получать e-mail-рассылки, потому что электронная почта есть почти у всех и эти «все» могут выставить фильтры. А может, целевая аудитория предполагает использование seo-продвижения. Все зависит от области и стратегии. В общем, не спешите хоронить digital, просто сейчас не работает банальный подход к рекламе. Digital имеет огромное количество возможностей — статистических, аналитических, ресурсных, — которые позволяют делать контент под потребителя.
Миф 5. Веду соцсети, потому что есть у всех
— Давайте заведем ТikТok.
— А зачем?
— У всех есть. Пусть у нас будет, — сказал Сергей и не смог продать ни одного станка по переработке пластика.
А все почему? Потому что ТikТok не подразумевает решения таких, буквально масштабных, задач.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
«Хочу все и сразу» — типичная проблема людей, не понимающих, какие инструменты для продвижения будут эффективно работать.
А чтобы это понять, необходимо проанализировать целевую аудиторию и изучить принципы работы той или иной социальной сети. Аудиторию нужно понимать, аккаунт нужно развивать. И делать это необходимо, отталкиваясь от ваших целей. Хотите развития? Обозначьте четкие цели, изучите целевую аудиторию и добавьте эффективные инструменты работы с ней. И будет вам счастье.
Миф 6. Сквозная аналитика слишком сложна
Сквозная аналитика помогает проследить путь клиента от клика до конверсии, используя наглядные графики и статистику. Достаточно доступно и наглядно для понимания. Хотите оптимизировать рекламный бюджет, понять стоимость целевых показателей и проанализировать изменения? Самое время обратиться к сервисам сквозной аналитики, которых сейчас великое множество. Сервисы объединяют данные со всех задействованных маркетинговых инструментов и формируют понятные отчет и срезы. Уделив сквозной аналитике внимание однажды, вы сможете контролировать многие процессы, оптимизировать бюджеты и строить бизнес уже не «на глазок», а опираясь на детализированную аналитику.
Миф 7. Важна привязка к дням недели и времени выхода поста
Вы серьезно? Нельзя со своими универсальными принципами лезть в чужой бизнес. Знаете почему? Потому что нет никаких универсальных принципов. Кроме одного — индивидуальность. Продвигайте ваш продукт, основываясь на интересах целевой аудитории, ее запросах и вашей аутентичности.
Каждый представитель вашей целевой аудитории обладает разными поведенческими характеристиками: у кого-то ненормированный рабочий день, а кто-то только тем и занимается, что скроллит ленту, кому-то необходимо присутствие в соцсетях 24/7, а кто-то устроил себе недельный digital-детокс под Алтаем. И это невозможно учесть.
Миф 8. SMM — это всего лишь картинки.
SMM — это маркетинг в социальных сетях, который завязан на большом количестве инструментов и имеет свои важные процессы, упускать которые = выкидывать деньги на ветер. Картинка — это результат, который можно оценить. Но этой картинке предшествует колоссальная работа, требующая опыта, экспериментов, времени и терпения, что в итоге трансформируется в индивидуальную стратегию продвижения.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Если вы вместо анализа конкурентов, формирования целевой аудитории, создания контент-плана, таргета, нейминга и айдентики будете наобум постить котиков с текстами про тульские самовары, сомневаюсь, что из этого что-то выйдет.
Без понимания маркетинга в целом — что, для кого, с помощью каких инструментов, на какой результат рассчитываем и т.д. — SMM неэффективен. Наитие — классная штука. Особенно если действительно работает. Особенно если у вас. Но лучше, чтобы на вас работала команда специалистов. Тогда наитие станет приятным бонусом в дополнение к эффективным продажам.
Миф 9. Мы пригласим блогеров — будут продажи
Реклама у блогеров — инструмент. Он может быть как эффективным, так и провальным. Нельзя наверняка сказать, что одна рекламная интеграция вытащит вас в топ-чарт вашей ниши. Да и блогеры разными бывают. Можно пустить пыль в глаза и накрутить статистику. Есть шанс столкнуться с их бессистемностью: игнором прогревов и сроков, обозначенных в ТЗ. Правильно брифуйте блогеров и «на берегу» оговаривайте нюансы.
Количество и качество продаж зависит не только от хедлайнера вашего аккаунта. Помочь с созданием конкурентоспособного продукта поможет только комплексный подход: общая стратегия развития, качественный контент, привлекательный визуал, прописанные скрипты, да даже нейминг. В общем, если блогер вписывается в вашу концепцию — супер. Если понимаете, что нужно тут подмазать, там подтянуть, здесь подкрасить, — вложитесь лучше в модернизацию, а там уже и блогеры подтянутся.
Миф 10. Instagram — это только посты
Instagram — один из важнейших инструментов диалога с потребителем. Это не только про посты с продаваемыми товарами, это про уверенность в том, что в любой момент тебе ответят на любой вопрос в рамках оказываемой услуги.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Бывает, пишешь в Директ, чтобы узнать о наличии товара, а тебе рассказывают о способах доставки и оплаты. А это потому что скрипт универсальный, что недопустимо.
Естественно, должен существовать пул наиболее распространенных вопросно-ответных форм, но нужно быть готовым и к нестандартным ситуациям. Подписчик — обычный человек и далеко не глупый, который обращается за помощью, рассчитывая на доброжелательность и эмпатию. Не нужно сыпать шаблонными фразами, просто по-человечески помогите.
Миф 11. Тренды дизайна: берем у известных и делаем так же
В социальных сетях потребитель покупает глазами. Все, что «зашло» визуально, найдёт своего покупателя, потому что айдентика — первое, что видит человек, знакомясь с продуктом. Если внешний вид товара не заинтересует покупателя, никакое описание уже не понадобится, до него просто дело не дойдет. У дизайнера есть четкое ТЗ, составленное с учетом конкретных задач и особенностей целевой аудитории, которая с полувзгляда должна понять, что ей хотят предложить.
![](/local/templates/.default/img/quots.png)
Можно, конечно, закодировать ребус, но не удивляйтесь, если вместо продаваемого кухонного комбайна покупатель побежит за куриным филе, которое вы любезно прорекламировали.
То, что подошло одному бизнесу, особенно если маркетологи заморочились и пришли к чему-то локальному, не всегда подойдет остальному массиву бизнесов. Может, проект имеет отсылки к предыдущим проектам, может, транслирует ценности компании — то, что сразу поймет потребитель конкретно этого товара. Если вы и сумеете адаптировать дизайн, это будет корявым плагиатом. Сохраняйте индивидуальность и занимайтесь развитием вашего уникального продукта.
Маркетинг не так прост и очевиден. Все течет, все меняется, как говорится, появляются новые площадки, тренды и запросы. Важно соответствовать и быть конкурентоспособным, сохранив свою уникальность. Хотите избежать стагнации и потери клиентской лояльности — не верьте мифам, а делайте ставку на прогрессивный маркетинг.