Однажды я напишу книгу о мифах современного маркетинга. Потому что иногда подобные заблуждения не просто комичны, они губительны для бизнеса. Мифы — не всегда красивая история про доблесть и отвагу. Мифы в маркетинге — особенно. Иногда кажется, что все эти лжетеории созданы намеренно, чтобы отсеять доверчивых специалистов и преградить путь к дальнейшему развитию (такие маркетологи часто совершают факапы, поставляя темы для контента моего телеграм-канала «Ретроградный маркетинг»). Но, если кому-то ближе слепое следование заблуждениям, возможно, это к лучшему — вы заранее понимаете, что вам не по пути.

Миф 1. Маркетолог должен продавать
Работу маркетолога можно сравнить с айсбергом — нам виден только конечный продукт, уже готовый к выходу на рынок. Чуть углубившись, мы столкнемся с изучением рынка и его потребностей, анализом целевой аудитории и каналов продаж, брендингом и полноценной рекламной кампанией. Согласитесь, функциональность немного шире, чем у менеджера по продажам. Маркетолог не должен продавать. Маркетолог должен с помощью эффективных инструментов донести ценность продукта до потребителя, провести работу, стимулирующую спрос.

Миф 2. У маркетинга четкие, банальные и простые правила. Все описано в книжках
Видели же эти умилительные рекламные рассылки, гарантирующие получение профессии маркетолога за пару уроков без СМС и регистрации? Прочел пару методичек, обзавелся именными сертификатами-однодневками — и вот ты уже маркетолог. Грустно наблюдать за такой профанацией и обесцениванием опыта. А ведь сколько начинающих бизнесов доверяют таким доморощенным горе-экспертам. Все наивно полагают, что, изучив трехмесячный курс, можно стать маркетологом. Однозначно — нет. Невозможно стать стоящим специалистом, пренебрегая работой в контексте. Скиллы не возьмутся с неба, нужна практика, насмотренность.

Не обязательно строить маркетинг по пятиступенчатой системе. В вашей истории таких ступеней может быть на порядок больше или меньше, потому что это ваша уникальная стратегия, ваш продукт, целевая аудитория, бюджет и уровень конкурентоспособности. Все индивидуально. Маркетолог должен быть погружен во все процессы и ситуации, чтобы максимально качественно реализовать свои профессиональные обязанности.

Миф 3. Мой продукт идеален. Мне не нужен маркетинг
Ваш продукт действительно может быть идеальным и супержеланным. Но есть один нюанс. Если о нем никто не узнает, его никто не купит. Допустим, сарафанное радио уже разнесло о вас весть. Продажи растут, знакомые знакомых довольны, но рано или поздно знакомые выберут ближайший к дому магазин, а ваш конкурент будет и дальше следовать четко сформулированной стратегии развития. Согласитесь, досадно потерять репутацию, клиентов и затраченные ресурсы, опираясь только на краткосрочную перспективу. Вся сила кроется в непрерывном и всестороннем анализе рынка, а также регулярно обновляющихся инструментах сбыта.


Игнорируя современные блага, вы рискуете лишиться бизнеса, потому что без маркетинга ни о каком развитии не может идти и речи.


Миф 4. Digital умер
Digital жив! Даже, я бы сказал, живее всех живых. Просто он, набравшись опыта, трансформировался в другие процессы. Сейчас digital — это целый комплекс решений, стратегия, построенная не на продаже, а на закрытии потребности клиента. Сейчас расскажу как:

— грамотно выстроенная система рассылок;
— уникальный контент (креативьте!);
— собственные медиа — это тоже про digital (например, познавательно-развлекательный «Тинькофф-журнал»);
— умение давать контент непосредственно под запрос клиента, используя таргетированную рекламу;
— нестандартный подход к социальным сетям.

Да, появились новые каналы связи с клиентами. Да, социальные сети активно развиваются. Ну и что? Может, кому-то удобно получать e-mail-рассылки, потому что электронная почта есть почти у всех и эти «все» могут выставить фильтры. А может, целевая аудитория предполагает использование seo-продвижения. Все зависит от области и стратегии. В общем, не спешите хоронить digital, просто сейчас не работает банальный подход к рекламе. Digital имеет огромное количество возможностей — статистических, аналитических, ресурсных, — которые позволяют делать контент под потребителя.

Миф 5. Веду соцсети, потому что есть у всех
— Давайте заведем ТikТok.
— А зачем?
— У всех есть. Пусть у нас будет, — сказал Сергей и не смог продать ни одного станка по переработке пластика.

А все почему? Потому что ТikТok не подразумевает решения таких, буквально масштабных, задач.


«Хочу все и сразу» — типичная проблема людей, не понимающих, какие инструменты для продвижения будут эффективно работать.


А чтобы это понять, необходимо проанализировать целевую аудиторию и изучить принципы работы той или иной социальной сети. Аудиторию нужно понимать, аккаунт нужно развивать. И делать это необходимо, отталкиваясь от ваших целей. Хотите развития? Обозначьте четкие цели, изучите целевую аудиторию и добавьте эффективные инструменты работы с ней. И будет вам счастье.

Миф 6. Сквозная аналитика слишком сложна
Сквозная аналитика помогает проследить путь клиента от клика до конверсии, используя наглядные графики и статистику. Достаточно доступно и наглядно для понимания. Хотите оптимизировать рекламный бюджет, понять стоимость целевых показателей и проанализировать изменения? Самое время обратиться к сервисам сквозной аналитики, которых сейчас великое множество. Сервисы объединяют данные со всех задействованных маркетинговых инструментов и формируют понятные отчет и срезы. Уделив сквозной аналитике внимание однажды, вы сможете контролировать многие процессы, оптимизировать бюджеты и строить бизнес уже не «на глазок», а опираясь на детализированную аналитику.

Миф 7. Важна привязка к дням недели и времени выхода поста
Вы серьезно? Нельзя со своими универсальными принципами лезть в чужой бизнес. Знаете почему? Потому что нет никаких универсальных принципов. Кроме одного — индивидуальность. Продвигайте ваш продукт, основываясь на интересах целевой аудитории, ее запросах и вашей аутентичности.

Каждый представитель вашей целевой аудитории обладает разными поведенческими характеристиками: у кого-то ненормированный рабочий день, а кто-то только тем и занимается, что скроллит ленту, кому-то необходимо присутствие в соцсетях 24/7, а кто-то устроил себе недельный digital-детокс под Алтаем. И это невозможно учесть.

Миф 8. SMM — это всего лишь картинки.
SMM — это маркетинг в социальных сетях, который завязан на большом количестве инструментов и имеет свои важные процессы, упускать которые = выкидывать деньги на ветер. Картинка — это результат, который можно оценить. Но этой картинке предшествует колоссальная работа, требующая опыта, экспериментов, времени и терпения, что в итоге трансформируется в индивидуальную стратегию продвижения.


Если вы вместо анализа конкурентов, формирования целевой аудитории, создания контент-плана, таргета, нейминга и айдентики будете наобум постить котиков с текстами про тульские самовары, сомневаюсь, что из этого что-то выйдет.


Без понимания маркетинга в целом — что, для кого, с помощью каких инструментов, на какой результат рассчитываем и т.д. — SMM неэффективен. Наитие — классная штука. Особенно если действительно работает. Особенно если у вас. Но лучше, чтобы на вас работала команда специалистов. Тогда наитие станет приятным бонусом в дополнение к эффективным продажам.

Миф 9. Мы пригласим блогеров — будут продажи
Реклама у блогеров — инструмент. Он может быть как эффективным, так и провальным. Нельзя наверняка сказать, что одна рекламная интеграция вытащит вас в топ-чарт вашей ниши. Да и блогеры разными бывают. Можно пустить пыль в глаза и накрутить статистику. Есть шанс столкнуться с их бессистемностью: игнором прогревов и сроков, обозначенных в ТЗ. Правильно брифуйте блогеров и «на берегу» оговаривайте нюансы.

Количество и качество продаж зависит не только от хедлайнера вашего аккаунта. Помочь с созданием конкурентоспособного продукта поможет только комплексный подход: общая стратегия развития, качественный контент, привлекательный визуал, прописанные скрипты, да даже нейминг. В общем, если блогер вписывается в вашу концепцию — супер. Если понимаете, что нужно тут подмазать, там подтянуть, здесь подкрасить, — вложитесь лучше в модернизацию, а там уже и блогеры подтянутся.

Миф 10. Instagram — это только посты
Instagram — один из важнейших инструментов диалога с потребителем. Это не только про посты с продаваемыми товарами, это про уверенность в том, что в любой момент тебе ответят на любой вопрос в рамках оказываемой услуги.


Бывает, пишешь в Директ, чтобы узнать о наличии товара, а тебе рассказывают о способах доставки и оплаты. А это потому что скрипт универсальный, что недопустимо.


Естественно, должен существовать пул наиболее распространенных вопросно-ответных форм, но нужно быть готовым и к нестандартным ситуациям. Подписчик — обычный человек и далеко не глупый, который обращается за помощью, рассчитывая на доброжелательность и эмпатию. Не нужно сыпать шаблонными фразами, просто по-человечески помогите.

Миф 11. Тренды дизайна: берем у известных и делаем так же
В социальных сетях потребитель покупает глазами. Все, что «зашло» визуально, найдёт своего покупателя, потому что айдентика — первое, что видит человек, знакомясь с продуктом. Если внешний вид товара не заинтересует покупателя, никакое описание уже не понадобится, до него просто дело не дойдет. У дизайнера есть четкое ТЗ, составленное с учетом конкретных задач и особенностей целевой аудитории, которая с полувзгляда должна понять, что ей хотят предложить.



Можно, конечно, закодировать ребус, но не удивляйтесь, если вместо продаваемого кухонного комбайна покупатель побежит за куриным филе, которое вы любезно прорекламировали.


То, что подошло одному бизнесу, особенно если маркетологи заморочились и пришли к чему-то локальному, не всегда подойдет остальному массиву бизнесов. Может, проект имеет отсылки к предыдущим проектам, может, транслирует ценности компании — то, что сразу поймет потребитель конкретно этого товара. Если вы и сумеете адаптировать дизайн, это будет корявым плагиатом. Сохраняйте индивидуальность и занимайтесь развитием вашего уникального продукта.

Маркетинг не так прост и очевиден. Все течет, все меняется, как говорится, появляются новые площадки, тренды и запросы. Важно соответствовать и быть конкурентоспособным, сохранив свою уникальность. Хотите избежать стагнации и потери клиентской лояльности — не верьте мифам, а делайте ставку на прогрессивный маркетинг.

Другие колонки Антона Удодова