Ситуация с наличием товаров после начала введения санкций меняется практически ежедневно и для того, чтобы определить, как модно сегодня говорить «красные линии» предложу несколько понятий:

Критический дефицит — отсутствие каких-либо видов товара до такой степени, что его нельзя купить ни за какие деньги и нельзя заменить полноценными аналогами.

Критическое подорожание товара — изменение розничной цены товара до такой степени, что покупатель вынужден отказаться от его покупки. Подорожание может быть вызвано дефицитом товара, сложностями с логистикой, подорожанием комплектующих или сырья. Отказ от покупки может быть обусловлен снижением покупательной способности населения или же наличием аналогов, которые не так подорожали и выглядят привлекательней с точки зрения соотношения потребительских свойств и цены.

Критические проблемы с ассортиментом — проблемы с разнообразием товара в тех товарных категориях, в которых большинство покупателей привыкли не только удовлетворять физиологическую потребность, но и удовлетворять ее в удобном для себя виде и при этом получать удовольствие от шопинга. Эта ситуация проявляется в нескольких вариантах:

Уход известных брендов — создает дискомфорт для приверженцев ушедших с рынка торговых марок. Но проблемы нет: товары можно купить значительно дороже по «альтернативным» каналам или переключиться на аналоги.

Проблемы с упаковкой — мы слышим о проблемах с тетрапаками, краской, бумагой для пакетиков для чая. Продукт, который служит для удовлетворения потребности не исчезает. Просто потребление становится менее удобным и эстетичным. Удовольствие от покупки меньше, но тот, кто хотел сок или чай — может его купить.

Длинное логистическое плечо. Товар есть, но угадать его количество для заказа сложно, что ведет к вымыванию части ассортимента. Эта проблема, если она критична для ретейлера, легко решается созданием избыточного товарного запаса.


Все описанные выше четыре проблемы ретейл должен решать. И в данной ситуации ему нужна помощь поставщика и производителя.


1. Крупные производители должны быстро перестроить свое производство для того, чтобы быстро заполнять освободившиеся ниши и обеспечить крупные торговые сети дефицитными (1) или подорожавшими (2) товарами в достаточном объеме.

2. Региональные производители получили шанс на «своих» территориях заполнить ниши, которые не смогут эффективно обслуживать крупные российские производители после того, как им пришлось «заменить» ушедших с рынка транснационалов. Сдав экзамен на соответствие технологиям работы крупного ретейла региональный поставщик может получить право поставок на другие региональные или центральный РЦ сети.

3. А насколько больше возможностей стало у небольших производителей и ИП? Все в их руках!!! Основная проблема ИП не столько в проблемах с качеством товара, сколько с его себестоимостью, возможностью предоставить необходимые объемы, качеством и себестоимостью логистики, документальном обеспечении продаж. Без решения этих проблем ИП могут решать только задачи в небольших нишах. И обращаться к их услугах сети будут только до тех пор, пока не найдут более эффективную альтернативу. Для ретейлера ИП — проблемы с наличием и документами. Для покупателя — возможное отсутствие товара.


Вывод: в сегодняшней ситуации есть четыре вида критических проблем и три вида поставщиков, которые готовы эти проблемы решать. При этом, чем поставщик крупнее, тем более эффективно выстроена его экономическая модель.


С уходом транснациональных производителей сети выстраивают новые ассортиментные матрицы, но, как и раньше, важные задачи поручают надежным партнерам. ИП работают или в нишах, или при решении срочных задач до того, как сеть найдет надежного партнера, или через рынки и небольшие сети. Это экономика!

Другие колонки Сергея Илюхи