Дальновидные лидеры знают, что сильная корпоративная культура и хорошие отношения на рабочем месте основаны на открытой и честной обратной связи. Но при этом многие часто забывают, что обратная связь важна не только сотрудникам, но и самим руководителям. Билл Гейтс говорил: «Всем нам нужны люди, дающие обратную связь. Благодаря им мы становимся лучше».

Чем выше вы находитесь, тем больше вероятность того, что какая то информация может ускользнут от вас, по причине того, что ваши коллеги сочтут ее малозначимой или просто не захотят сообщать ее вам, потому что опасаются вашей реакции. А ведь обратная связь «наоборот» хороша не только для того, чтобы получить представление о том, как работает ваша компания.

Это также может помочь выявить потенциальные проблемы среди ваших сотрудников до того, как они возникнут. Поскольку сотрудники имеют возможность видеть то, что не видно менеджеру: у них есть взгляд изнутри на то, что работает, а что — нет. И порой именно это может иметь решающее значение для настройки на множество внутренних и внешних деталей, которые, по сути, поддерживают работу компании.

Какие бонусы дает нам обратная связь от сотрудников?


Во-первых, когда руководитель тратит время на то, чтобы осознать важность отзывов сотрудников, сотрудники чувствуют себя признанными от того, что их мнение учитывается и считается важным. Это повышает самооценку и, как следствие, мотивацию к различным предложениям по улучшению работы.


Во-вторых, обратная связь от коллег может выявить «слепые зоны» управления. Нередко, те аспекты деятельности руководителя, которые нуждаются в улучшении по его собственному мнению, и те, что его подчиненные считают его слабыми сторонами, не совпадают. Например, руководитель считает, что он поставил задачу, а с точки зрения его коллег, у него не хватает терпения объяснить нюансы и задача ставится только в общих чертах без понимания конкретного результата.

Еще одним важным преимуществом обратной связи от сотрудников является предотвращение конфликтов в команде. Если вы поощряете своих коллег свободно высказывать свое мнение на регулярной основе, то многие проблемы можно выявить на ранней стадии. К примеру, сотрудник посчитал, что просьба коллеги подготовить отчет является не приоритетной, и он просто ее проигнорировал. В итоге коллега не получил необходимой информации и его работа была выполнена недостаточно качественно, на что обратил внимание руководитель. В ответ он также начал игнорировать просьбы коллеги.Назрел конфликт, который потребовал вмешательства, времени и ресурсов.


Или продавец магазина обнаружила, что сформированные складом поставки регулярно не соответствуют запросам и магазин опять не получил хиты продаж. Но решила, что это — вопрос управляющего магазином и промолчала. В итоге — отсутствие востребованного клиентами товара и, как следствие, падение продаж.


Маленькие неприятности быстро превращаются в серьезные проблемы, если их не решить быстро. Если сотрудники знают, что им разрешено высказываться, не опасаясь возмездия, разногласия могут быть сведены «на нет» до того, как они перерастут в серьезные проблемы. Все работники должны быть уверены, что у вас есть политика открытых дверей, когда речь идет о проблемах с коллегами, клиентами или партнерами.

Проблема в том, что многие сотрудники не решаются сказать откровенную правду непосредственно своему начальству, особенно если это означает, что им придется не соглашаться или критиковать своего непосредственного начальника. И если сотрудники боятся критики за свои идеи или наказания за проблемы, они не захотят делиться своими мыслями или просить о помощи.

Решением этой проблемы может быть внедрение практики оценки 360 всех уровней руководства или адекватное принятие руководителем критики в свой адрес (метод «360 градусов» — это метод текущей оценки персонала, который заключается в выявлении степени соответствия сотрудника занимаемой должности посредством опроса делового окружения сотрудника — Ред.)

Несколько лайфхаков о том, как принимать обратную связь.

• Будьте открыты к обратной связи и научитесь воспринимать ее не как оценку или критику, а как зону роста. У каждого из нас есть свои «слепые зоны» и это большое благо, если вам дали к ним доступ.

• Научитесь задавать правильные вопросы. Если ваши вопросы открытые и вы проявляете искренний интерес к тому, что говорит вам коллега, то он почувствует себя ценным, а не на допросе. Например, вы можете сказать коллеге: «А как можно было решить эту проблему иначе, чтобы получить лучший результат?» или «Я знаю, что у тебя есть огромный опыт в решении подобных задач, какой подход ты бы предложил здесь?»

• Овладение искусством задавать вопросы начинается с создания культуры доверия. Отвечайте на отзывы своих сотрудников, чтобы убедиться, что им удобно делиться своими мыслями. Включайтесь в обсуждение, вникайте в суть высказанных мнений, дайте понять сотруднику, что его мнение важно для вас, что вы его слышите, а его комментарии ценны.

• Любая обратная связь должна быть встречена позитивным языком. Если сотрудник слышит такие фразы, как «Я так не думаю» или «Это проблема», вам будет трудно открыть каналы связи. Всегда подбадривайте, даже если сотрудник говорит что-то, с чем вы полностью не согласны.

• Не спешите отвечать, дайте себе время подумать над сказанным и «включить» рациональное мышление, а не реагировать эмоционально.

• Включайте юмор и самоиронию — нет идеальных людей.

• Меняйте свое поведение, чтобы коллеги видели, что их мнение важно для вас.

• Сделайте обратную связь частью своей корпоративной культуры постоянно подчеркивайте ее важность и регулярность. Начните с самых простых шагов: покажите пример своим сотрудникам и начните сами давать обратную связь не от случая к случаю или во время подведения итогов, а регулярно, например, один раз в неделю. Обязательно проинформируйте об этом своих коллег и не нарушайте это правило, чтобы они убедились, что это не разовая акция.


На общем собрании объясните важность и пользу регулярной обратной связи для мотивации и развития. Ведь все мы хотим знать, что мы делаем хорошо и правильно, а где — точки роста. Постоянно поощряйте тех сотрудников, кто не боится высказывать свое мнение и дает обратную связь: рассказывайте о том, как благодаря им была решена та или иная задача, найдено новое решение, широко освящайте кейсы в корпоративных каналах связи или сайте.


Проведите для своих сотрудников обучение как правильно и эффективно дать обратную связь. Ваши коллеги должны увидеть, что вы придаете этому большое значение. У команды должна возникнуть привычка и потребность давать и получать обратную связь.

• И, наконец, просто не забудьте поблагодарить за то, что ваши коллеги доверились вам и поделились своим мнением.

Обратная связь важна и вашим коллегам. Подробно об этом я расскажу на онлайн встрече «Обратная связь: как говорить с сотрудниками» 20 июля.

На мастер-классе обсудим, как повысить эффективность обратной связи, в чем особенности обратной связи для разных поколений, что мы получаем сами, давая обратную связь, а что даем коллегам, почему нам сложно давать и получать обратную связь и многие другие вопросы.