На четвертой неделе карантина нам пришло письмо от местных фермеров примерно следующего содержания: «Спасите-помогите, из-за закрытия рынков мы нуждаемся в распродаже, птичники переполнены. Мы доставим все абсолютно бесплатно, поговорите с соседями и друзьями, иначе наш производственный процесс будет нарушен. Суперакция: цесарка по 7,9 евро за 1 кг и т.д.». Проникнувшись их бедой, я сначала переслала это письмо друзьям. Потом распечатала и повесила у себя в лифте. Затем долго думала, хватит ли им для выживания, если я закажу просто курицу, или надо обязательно брать цесарку. В итоге отправила заказ и получила ответ, что выполнить они его не могут, потому что все продано на недели вперед. При этом многие рынки сейчас возобновляют работу, хоть и с ограничениями, позволяющими сохранять дистанцию. Интересно, насколько они теперь будут нужны фермерам, открывшим для себя интернет-торговлю?

Оставшись без цесарки, я подумала, что не тех мы, в общем, жалеем, и пошла затариваться на сайт местной крупной косметической сети. Им действительно еще сидеть закрытыми минимум до 11 мая, когда одежным, косметическим и прочим непродовольственным ретейлерам теоретически можно будет снова начать работать при условии принятия мер предосторожности. Однако некоторые из них уже открылись и познают все радости обслуживания покупателей поодиночке.

Можно, если осторожно
Первыми стали магазины DIY, которым явно было бы жалко терять нынешний всплеск спроса, — когда народ сидит дома, чем еще заниматься, как не ремонтом? У крупных сетей и так работал самовывоз (drive), на который они продолжили принимать заказы, перейдя на бесконтактную выдачу (продавец сам грузит все в багажник). Некоторые еще добавили «самообслуживание на складе» для крупногабаритных товаров. Выглядит это следующим образом: заезжаешь на склад на машине, набираешь себе досок в багажник, на выезде его открываешь и оплачиваешь, держа дистанцию от кассира. Никаких консультаций не будет, предупреждают сразу. У Leroy Merlin «заезд» осуществляется по предварительной записи, у их конкурентов Brico Depot она не требуется.

Забавная ситуация сложилась с садовыми центрами. У некоторых крупных сетей, например в Truffaut, помимо растительности и товаров для сада в ассортименте были продукты (маленькие отделы деликатесов, в которых я лично ни разу не видела, чтобы кто-то что-то покупал) и товары для животных. Поэтому формально они попали в категорию разрешенной торговли и могли не закрываться, разве что для того, чтобы переоборудовать магазины с учетом мер безопасности. Они тоже потеряли в обороте за март-апрель, но это было в среднем 30%, в то время как их конкуренты, закрывшиеся садовые центры без подобной лазейки, теряли 50-70%. Так как вопрос неравных условий для бизнеса тут воспринимается крайне остро, власти в итоге отнесли товары для огорода к категории первой необходимости и разрешили огородникам открыться 11 апреля, на месяц раньше всех остальных. Очереди в садовые центры сейчас длиннее, чем в продуктовые магазины, у меня лично покупка пакета земли в Truffaut в последний раз заняла 40 минут.

Те, кто входит в крупные группы компаний с продовольственными сетями, пытаются их использовать как площадку, например в Auchan и Franprix, которые принадлежат семье Мюлье, стали появляться фирменные отделы Decathlon.

Лист ожидания
Остальные ждут отмашки, чтобы открыться 11 мая, запасаясь гелями и масками. К примеру, одна из крупнейших торговых групп страны Fnac Darty (книги, бытовая техника и пр.), потерявшая в продажах около 30%, стала первой из крупных компаний, получивших 500 млн евро кредита под госгарантии. Сейчас ее руководитель вовсю раздает интервью о принимаемых мерах безопасности и о «готовности открыться» после ослабления карантина. Средствами защиты государство пообещало обеспечить всех, фактически монополизировав их распределение: бизнес в нашем регионе, например строительный или перевозки, может приобрести те же маски через муниципалитеты и начать работать уже сейчас «в условиях безопасности». 



А вот на HoReCa ослабление не распространяется. Все, кто может, начали работать на доставку или торговлю навынос, включая кафе-мороженые, а также массово призывают покупать у них напрямую, минуя сервисы вроде Uber Eats. О том, как народ соскучился по общепиту, можно судить по открывшемуся на днях под Парижем McDonald’s Drive («МакАвто»), куда выстроилась трехчасовая очередь. В общей сложности по Франции пока открылись 15 «маков».

Те же, кто не работает и отправил персонал в «техническую безработицу», пытаются креативить. Например, в Ренне рестораторы запустили акцию «Я люблю свое бистро» и стали продавать купоны на будущие посещения. И так как это не абонементы в спортивные залы, страшно представить, какие очереди туда потом выстроятся.