За 11 месяцев 2019 года в России закрылось 30 продуктовых гипермаркетов, а открылось — 27, подсчитало ИА INFOline. Всего же в России работает 1,2 тыс. продуктовых гипермаркетов, их суммарная торговая площадь составляет 60 млн м2. Таким образом, несмотря на то что огромное количество российских экспертов рассуждают о конце эпохи гипермаркетов, реальность свидетельствует об обратном.

Излишняя драматизация
Компания ИА INFOline анализирует топ-200 продуктовых сетей с оборотом выше 5 млрд рублей. Данные за весь прошедший год будут подсчитаны в конце января. Соответственно в статистику не включены массовые закрытия петербургской компании «Интерторг», которые произошли в декабре (небольшая часть из более чем 200 закрывшихся магазинов были гипермаркетами, сама компания получила банкротные иски от Сбербанка. — Ред.).

«Раньше формат гипермаркетов переживал бурное развитие, особенно в пик кризиса, в 2015-2016 годы, люди устремились в большие магазины за комплексными покупками. Поэтому сегодня гипермаркетам сложно показывать высокий рост. Да, у них есть трудности, но это не значит, что они умирают. Компаниям надо менять свои стратегии, и мы видим, что это уже происходит», — говорит генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков.

В частности, обновляет свои большеформатные магазины «Магнит». Компания переосмыслила подход к большим форматам, которые делятся на три подформата: супермаркеты «Магнит Семейный», гипермаркеты «Магнит Семейный» и «Магнит Опт». Первые магазины компания открыла в ноябре прошлого года, а сейчас работает над новой концепцией двухэтажных гипермаркетов. В новых магазинах появились технологичные решения, такие как «Скан&Go», оплата по отпечатку пальца, появились led-экраны и электронный сомелье, внедрена технология видеоанализа очередей и полок. Появились зоны общепита и детский уголок.

С сентября прошлого года начал проводить трансформацию гипермаркетов «Карусель» и лидер рынка Х5 Retail Group. Она продлится 2 года. Из 91 гипермаркета 34 переформатируют в супермаркеты «Перекресток», 20 закроют, а 37 продолжат работу.

Первый обновленный гипермаркет в начале ноября 2019 года открыла сеть «Лента». «В нем мы будем реализовывать наши новые маркетинговые инициативы и проводить разные эксперименты. Например, в этом магазине открыта фуд-зона на площади 80 м2. Посетители могут наблюдать, как повара готовят блюда, заказать и тут же в кафе поесть или взять с собой», — рассказывал во время открытия генеральный директор компании Герман Тинга.

По словам Ивана Федякова, СМИ слишком драматизируют ситуацию по поводу смерти гипермаркетов. Эксперт отмечает, что в 2019 году гипермаркеты открывали и региональные игроки. В частности, активно открывали новые объекты вологодская сеть «Макси», дальневосточная «Реми». Оборот первой вырос в 2018 году на 70%, до 8 млрд рублей (без НДС), второй — почти в 2 раза, до 11 млрд рублей.

Однако глава отдела стратегических проектов IGD (Великобритания) Милош Рыба отмечает, что снижение доли продаж продуктов питания через канал гипермаркетов происходит на всем европейском рынке. По данным IGD Research, в Восточной Европе к 2023 году доля продуктовых гипермаркетов на рынке сократится на 1-2%, а в России вырастет на 0,3%. В частности, в Чехии доля канала гипермаркетов снизится с 22 (в 2018 году) до 20,8%, в Румынии — с 14,1 до 14%, в Венгрии — с 19,7 до 16,4%.

Большая угроза
Иван Федяков обращает внимание на то, что сейчас основной вызов, который стоит перед гипермаркетами, — организация собственной службы доставки. «В настоящее время мы наблюдаем активное развитие служб доставки продуктов питания на дом и все больше людей начинают этим пользоваться. Это удобно и экономит время. И службы доставки — это угроза для большеформатных магазинов. Конечно, речь идет в основном про Москву и Петербург, так как в регионах пока это не так развито. Ретейлерам логичнее развивать собственную службу доставки, а не пользоваться сторонним сервисом, чтобы не потерять покупателей», — считает Иван Федяков.

Второй вызов, который стоит перед продуктовыми форматами магазинов, — растущая индустрия питания вне дома. «Люди все чаще питаются вне дома, причем все слои — и богатые, и обеспеченные. А молодое поколение в целом не любит готовить. Недавно была опубликована статистика, согласно которой молодежь не готовит блюдо, если в нем больше четырех ингредиентов. Для них питание вне дома является более базовым, чем для нашего поколения. На молодых людей приходится 10% населения страны, при этом в кафе и ресторанах на эту целевую аудиторию приходится 20% продаж. А если человек удовлетворил свою потребность в кафе, то закупать продукты питания домой он не будет, только по мелочи. Сейчас поесть в фастфуде стоит дешевле, чем купить продукты и это же приготовить дома. И в этой ситуации ставка Metro Cash and Carry на HoReCa и владельцев магазинов у дома оправданна. Но это теория, а что будет по факту — посмотрим», — отмечает Иван Федяков.

По данным NPD, за последний год (с января по октябрь 2019 года) доставка еды на дом или в офис росла в 3 раза быстрее рынка ресторанной индустрии и достигла 7,6% в расходах на питание вне дома, прибавив 17,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

В 2020 году потребители будут еще чаще, чем в предыдущие годы, заказывать доставку еды на дом или в офис, ходить в заведения без компании, а самое главное — есть в любом удобном месте, где предлагают качественную еду и варят кофе.

Однако, по мнению Марины Лапенковой, руководителя направления Foodservice российского подразделения NPD Group фудсервис в перспективе лет 5-10 сможет составить конкуренцию ретейлу при определенных обстоятельствах: рост доходов, стабильная экономика, увеличение среднего класса. Сейчас, по мнению эксперта, такой угрозы нет. Потому что во-первых, фудсервис не сильно развит, и оборот этой индустрии сейчас примерно в 15 раз меньше продуктового розничного оборота, то есть он пока физически мал. В-вторых, развивается онлайн-торговля, в том числе, и продуктами питания, многие ретейлеры предлагают услугу заказа на дом, и это будет их поддерживать. В-третьих, ретейл активно участвует в предложении готовых товаров для немедленного потребления, то есть по факту заходит на территорию фудсервиса: кулинарии, кафе и просто прекрасный ассортимент готовых продуктов для немедленного потребления (сандвичи, салаты, суши, молочная продукция, напитки, снеки и даже приготовленный кофе).