Рынок IPO цикличен, и сейчас он на подъеме: в нынешнем году свои акции в рамках IPO разместило больше компаний, чем в 2019-м. А в 2020 году публичными стали более 480 компаний.

Если говорить объективно, интерес инвестсообщества России к компаниям среднего размера невысок. Другое дело — крупные игроки: почти все из них, кто хотел провести IPO, уже сделали это. При этом наиболее привлекательны с точки зрения инвестиций компании с высокой узнаваемостью бренда: оператор сетевых пиццерий, компания, предоставляющая услуги каршеринга, сеть спортивных клубов — все это хорошие кандидаты на IPO. Кроме того, розничный бизнес, как правило, первым восстанавливается после кризиса.

Зарубежным инвесторам могут быть интересны российские компании с высокой капитализацией (более $1 млрд). К примеру, иностранные инвесторы вкладывали значительные средства в капитал сети FixPrice.

Привлечение долговых средств при этом не становится менее востребованным источником финансирования по сравнению с привлечением капитала. По крайней мере в России мы можем наблюдать обратную ситуацию: по данным Мосбиржи, объем размещения корпоративных облигаций заметно вырос.

Выход на IPO — это очень обширная тема, и для компании в данном случае есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, после IPO упрощается и удешевляется доступ к рынку капитала, повышается ценность бренда.

Кроме того, стоимость публичной компании, как правило, выше стоимости непубличной. 


Однако раскрытие информации в обмен на публичный статус для некоторых игроков может быть неприемлемым. К тому же публичный статус в России и в США — это все же разные вещи. Если компания ведет деятельность только на локальном рынке, где интерес к ней невысок, то, возможно, риски от проведения IPO будут для нее более значительны, чем возможные бонусы, поскольку такой компании придется повышать уровень корпоративной культуры, а также соблюдать большое количество нормативных актов по раскрытию информации и отчетности. А это, в свою очередь, предполагает более высокий уровень ответственности.

Хотя стоит отметить, что в России акционерные компании намного лучше защищены от претензий миноритариев по сравнению с США. Так, если акция имеет листинг на Нью-Йоркской бирже, то требования к корпоративному поведению ужесточаются. Не все к этому готовы, поскольку нарушения могут очень значительно отразиться на лицах, подписавших проспект эмиссии. Таким образом, публичность, особенно высокого уровня, безусловно, подходит не для всех компаний.

Я ожидаю, что в России будет расти число публичных размещений именно в сегменте розничной продажи товаров и услуг. Однако не стоит забывать, что процесс вывода на IPO может занять продолжительное время, поэтому количество размещений в год не будет превышать трех-четырех.