Новость ожидаемая, информация о переговорах просачивалась давно. Мне кажется, для сторон это win-win. «Магниту» сделка позволит увеличить долю рынка в Москве и Петербурге. Для «Мегаполиса», «Меркурия», «ДКБР Мега Ритейл групп лимитед» это возможность сконцентрироваться на бизнесе «Красного и Белого» и «Бристоля». Потому что «Мегаполис» давно сотрудничает с крупнейшими табачными компаниями, они смогут реализовать свою стратегию в табачной и алкогольной дистибуции, развивая алкомаркеты.

Нужно понимать, «Дикси» был последние несколько лет для группы компаний как чемодан без ручки. Владельцы ретейлера пытались разработать новую стратегию, потом решили сконцентрироваться на «Бристоле» и «Красном и Белом», а «Дикси» практически не развивалась. Рынок наблюдал стратегию по сохранению активов и минимизации затрат, магазины не обновлялись, новые не открывались.

Видно было, что последние два-три года ретейлер целенаправленно шел к продаже.


Есть плюс и для конкурента «Магнита», X5 Retail Group. «Магнит» нарастит долю в Петербурге, где X5 не имеет права открывать новые «Пятерочки» из-за достижения порога в 25%. Так что ситуация изменится и новое распределение сил позволит X5 снова развиваться в этом регионе. Плюс мы увидим оживление на рынке, из-за пандемии мы наблюдали определенный застой, ретейлеры замерли в развитии. Благодаря покупке бизнеса «Дикси», «Магнит» получит шанс догнать X5. Покупатель тоже выиграет. «Магнит» будет работать с приобретенными объектами, обновлять магазины.

Цены в магазинах могут снизиться, за счет эффекта масштаба и увеличения закупочной силы сети.


Если говорить про влияние сделки на поставщиков, давайте посмотрим на мировой опыт. На многих рынках, как правило, 3-4 игрока занимают около 80% рынка. «Магнит» с «Дикси» суммарно займут около 17% рынка. По регионам еще ФАС будет внимательно отслеживать ситуацию. Российский рынок не настолько сильно консолидирован, есть куда расти крупнейшим сетям и игроков на рынке еще очень много. Второй момент – его величество покупатель. Если продукт создан для покупателя, он его найдет. Все остальное – товаропроводящие цепочки, одна сеть или другая. Для поставщиков это возможность оптимизировать затраты – раньше в отделе продаж держали двух сотрудников, по «Магниту» и по «Дикси», теперь можно оставить одного.

Что касается тенденции к огосударствлению ретейла, во-первых, оппонентом «Магнита» остается X5. Во-вторых, да, у власти есть к торговле вопросы по ценам. Так пожалуйста – вот у вас есть «Магнит», экспериментируйте! Это большая сеть, в рамках которой можно проводить политику государства. Можете вводить социально-значимые товары, точечные дотации и адресную помощь. Проверяйте на примере «Магнита» эффективность инструментов, а потом уже пытайтесь адаптировать на всю Россию.

Почему сделка «Магнита» и «Дикси» — катастрофа для рынка?