«Миссия кажется почти невыполнимой. Йоханнес Толай прекрасно понимает это», - так начинался материал, посвященный положению сети «Ашан» в России, который накануне Нового года был опубликован во французской газете Les Echos. Праздники прошли («… нас догнали будни») и в первый рабочий день стало известно, что глава российского Auchan ушел в отставку «по личным обстоятельствам».

Йоханнес Толай, новый генеральный директор Ашан Россия

Йоханнес Толай, экс-генеральный директор Ашан РоссияФото предоставлено пресс-службой


Йоханнес Толай пробыл на посту генерального директора всего то год, и самым его резонансным решением за это время стало создание специального комитета, контролирующего деятельность компании и сотрудников, призванного бороться с коррупцией. В итоге десятки сотрудников компании были уволены – тот же Les Echos уверял, что речь идет не менее чем о 60-ти, две трети из которых работали в закупочных центрах. Для выявления же фактов мошенничества «Ашан» прибегал даже к проверкам на детекторе лжи. Картина вскрывшихся нарушений поражала воображение: по информации одного из бывших топ-менеджеров, из-за коррупционных схем, внедренных прежним менеджментом компании, ретейлер ежегодно терял в России около 2–3% оборота, или 80–100 млн евро.

Сотрудники «Ашана» бьют тревогу



Все бы это звучало, как как гром среди ясного неба, однако я хорошо помнил, как еще в мае 2019 года после одной из наших публикаций об «Ашане» на почту MarketMedia пришло письмо, которое начиналось словами «Я проработал там один год старшим директором: топ-менеджмент компании невежественен и привязан к старым и умирающим форматам», Послание, написанное по-английски, было анонимным, поэтому вполне могло оказаться фейком. Но взвесив все «плюсы» и «минусы», я все-же ответил и постепенно между нами завязалась переписка. Поначалу более чем осторожный топ-менеджер представился, рассказал о своей работе в «Ашане», дал телефон и подробно ответил на множество вопросов. Что-то из этой информации мы потом использовали в публикации, посвященной проблемам ретейлера, однако, многое в нее не вошло. Слишком категорично и, как тогда казалось, голословно выглядели утверждения типа «Auchan - полностью коррумпированная компания: даже некоторые из французских директоров воруют или берут взятки». Топ-менеджер считал, что коррупционные схемы действовали в течение длительного времени, и уверял, что он «провел тщательный аудит того, почему Auchan строит гипермаркет или супермаркет на 30% дороже, чем наши конкуренты», но в итоге был вынужден покинуть компанию.

Почему «Ашан» упустил лодку в России



За прошедшие менее чем полтора года руководство «Ашана» в России сменилось уже дважды. В публикациях и ожесточенных дискуссиях на профессиональных форумах, среди причин ухода Йоханнеса Толая, игроки рынка и эксперты называют не только неудовлетворительные финансовые итоги работы компании (по данным Infoline, Auchan стал единственным продуктовым ретейлером из топ-10, который по итогам первых трех кварталов 2020 года показал снижение выручки и сразу на 10,7%), но и то, что генеральный директор так и не смог побороть коррупцию.

Однако, один из российских ретейлеров высказал в разговоре с MarketMedia следующую версию: «Толая поставили, чтобы он по-немецки педантично очистил компанию. Он свою миссию выполнил: доложил в европейских офис о состоянии дел в России. Но он не назначался для того, чтобы длительно управлять «Ашаном». Он был именно чистильщиком, а чистильщик не может дальше управлять, потому что ему пришлось с кем-то бороться, «негативить», увольнять. Чистильщик делает свое дело и уходит, а потом на его место присылают управленца».

Кому нужен «Ашан»?



Совершенно ясно, что даже если коррупцию действительно удалось победить, новое руководство «Ашана» столкнется с целым ворохом проблем – в первую очередь, речь идет о падении популярности гипермаркетов, которые составляют основу бизнеса французского ретейлера. Короновирусный фактор тоже не стоит сбрасывать со счетов.

Новому генеральному директору Ивану Мартиновичуне позавидуешь: рыночная доля компании на отечественном рынке, начиная с 2016 года, но данным Infoline, упала вдвое. Получится ли переломить ситуацию? Или, как уже давно предрекают наблюдатели, все закончится продажей бизнеса и уходом из России? Впрочем, некоторые алармисты ставят вопрос еще более остро: может быть и «никто покупать их не станет, просто дождутся когда съедут с помещений»?

«Ашан» или хруст французской булки