2020 год принес такое понятие, как «ковидная инфляция», главная особенность которой в том, что ее невозможно спрогнозировать на основе стандартных моделей.

Потребительские расходы увеличились, а бюджеты домохозяйств – наоборот, уменьшились, то есть, несмотря на довольно жесткие ограничения, люди продолжают тратить деньги, и, в первую очередь, на продукты питания. На самоизоляции это чуть ли не единственное, что им оставалось делать. В итоге к концу года мы пришли с инфляционными ожиданиями у населения, а любая домохозяйка считает инфляцию, по ее мнению, гораздо эффективнее, чем ЦБ и все исследовательские центры вместе взятые. Поэтому чтобы понять, какие продукты подорожают, нужно влезть в голову этой домохозяйке: никакие основанные на теоретических посылках прогнозы в этот раз не работают.

Грядущее изменение (или не изменение) цен описано в анекдоте «одна бабка сказала». Например, эта «бабка» сказала, что подорожала гречка – и тогда вопрос лишь в том, насколько быстро вторая «бабка» добежит до ближайшего магазина, и насколько за это время гречка в действительности подорожает. Мне кажется, что на эту тему пока больше спекуляций, чем реальных ценовых скачков. Правда, такие спекуляции и сами могут спровоцировать эти скачки.
Еще в ноябре появилась информация о том, что некоторые торговые сети намерены объявить мораторий на повышение закупочных цен для поставщиков. Еще несколько сетей сообщили, что жесткий мораторий не рассматривают, а, внимательно изучая аргументацию производителей и поставщиков товаров о повышении себестоимости, готовы компенсировать его из собственной маржи. Если все так и будет, это грамотное решение, которое поможет избежать апрельской ситуации, близкой к панике.

Впрочем, население сейчас и само не склонно паниковать, хотя непредсказуемость «ковидной инфляции» может дать самые неожиданные эффекты. Например, «эффект сноба»: «я ни за что не стану покупать именно эту продукцию именно этого производителя». Или – эффект демонстративного поведения на пиру во время чумы: «накуплю побольше икры – и трава не расти», на последние, зато от души. Возможен и эффект заражения: человек видит, как другой покупатель берет пять банок горошка и зачем-то хватает десять. Третий – 15, а когда горошек кончился, остальные устремляются в соседний магазин, где он еще есть, и набирают по паре дюжин. Повысятся ли цены на горошек? Определенно, общей картины не будет, но этот горошек – отличный пример товара жесткого спроса, такого, который ничем не заменишь: это ж один из основных ингредиентов оливье. Депрессия присутствует, и будет очень интересно следить за подобными товарами жесткого спроса.

Я думаю, что в дорогих магазинах подорожает в процентном отношении сильнее, чем в массовых гиперах, самые простые, так называемые родовые товары - просто картошка, просто фрукты. Потребители таких магазинов не пойдут в гипермаркеты, потому что они так привыкли. Зато могут пойти на овощные развалы, мини-рынки или в фермерские лавки. Так что заработать на демонстративном потреблении – можно.

Кристина Романовская о том, почему регулирование цен приведет к их росту