Жители крупных городов России в первом полугодии 2018 года за один поход в ресторан быстрого обслуживания тратили 271 рубль. Это ровно столько же, сколько и год назад, подсчитала специально для MarketMedia международная исследовательская компания NPD.

При этом цены на отдельные позиции в меню операторов растут темпами, сопоставимыми с инфляцией. «Потребитель ведет себя рационально, не желая тратить больше, чем это было в прошлом году, выбирая разные стратегии экономии: заказ блюд для компании, поиск промо и специальных предложений или купонов, сокращает количество позиций в меню», — рассказали эксперты NPD.

В тренде бургеры и газировка
Треть всех заказанных позиций в меню — это холодные и горячие напитки. Самым популярным напитком среди холодных является газировка, среди горячих — кофе. В настоящее время растет спрос и на газировку (преимущественно колу). Среди еды в фастфуде наиболее популярны бургеры (особенно с говядиной), картофель фри, десерты, а также курица и пицца.

С другой стороны, потребительские расходы в сегменте ресторанов быстрого обслуживания в крупных городах России в первом полугодии 2018 года выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составили 120 млрд рублей (в первом полугодии 2017-го к 2016-му рост был 10%). Этот сегмент занимает уже почти 45% всех расходов на питание вне дома и является основным драйвером роста фудсервиса.

В NPD ожидают, что этот сегмент и дальше продолжит рост благодаря открытию новых ресторанов крупнейшими операторами, росту спроса на бургеры и пиццу, развитию и росту доставки, а также увеличению доли промо- и специальных предложений.

Доля доставки в фастфуде составляет в настоящее время 11% и растет теми же темпами, что и весь сегмент. Наиболее развит бизнес доставки в сегменте пиццерий, где доля доставки составляет 60-70%.

Самая большая доля визитов в сегменте ресторанов быстрого обслуживания приходится на россиян в возрасте от 25 до 34 лет, при этом в настоящее время сейчас происходит смещение структуры потребителей в сторону более старшего населения, наибольший прирост показывает возрастная группа 35-44 лет. За первое полугодие 2018 года они стали посещать заведения фастфуда на 18% чаще, в итоге их доля среди всех посетителей теперь составляет 22%.

Тренд на питание вне дома
По экспертным оценкам ретейлеров, в Москве и Петербурге траты менее обеспеченных слоев населения на питание вне дома составляет 10% доходов, те, кто побогаче, тратят 20%. И эта цифра будет расти, считают участники рынка.

«Мы предполагаем, что люди стали замещать домашнее приготовление еды питанием вне дома, потому что это удобнее, быстрее, экономит время и является способом провести время с семьей. Стоит отметить, что, несмотря на то что доля молодежных групп в структуре не слишком высока, все же фастфуд остается основным каналом для молодежи — то есть молодежь посещает фастфуд чаще, чем другие каналы рынка питания вне дома», — рассказали в NPD.

Среди мотивации к питанию вне дома —удобство и возможность побаловать себя и близких.

Около трети всех заказов в фастфуде включали какие-то спецпредложения или промо, и эта доля растет. Визиты в рестораны быстрого питания, в которых были промоакции, выросли в первом полугодии на 17%.

Что касается ежемесячных трат на продукты питания, то, согласно глобальному исследованию компании Nielsen, расходы одного домохозяйства в Москве на эти цели составляет 269 евро. Для сравнения: расходы на продукты питания домохозяйства в Минске — 192 евро, Вильнюсе — 231 евро, Варшаве — 178 евро, Киеве — 92 евро, сообщает UBR.  

По оценке сети «Азбука вкуса», средний чек в московских продуктовых супермаркетах — 700-800 рублей, а в онлайне средний чек на продукты питания составляет 4 тыс. рублей. В сети «Перекресток» подсчитали, что человек проводит 7 дней в году в продуктовом магазине. Эксперты прогнозируют рост доли трат на продукты питания на онлайн-ресурсах.

Исполнительный директор Restcon Андрей Петраков предполагает, что рост ресторанов быстрого питания мог произойти по нескольким причинам. Во-первых, на это мог повлиять чемпионат мира по футболу, во-вторых, в этом году многие не смогли поехать в отпуск и вполне могли себя порадовать более частыми походами в рестораны, в-третьих, из-за падения доходов населения произошло перераспределение потребителей из классических ресторанов в заведения фастфуда.