Готовясь к схватке с Amazon, французские продуктовые ретейлеры ищут новые ниши, покупают перспективные стартапы и объединяются с интернет-магазинами.

Зайдя на сайт Carrefour, можно запутаться в тех онлайн-сервисах, которые там предлагаются: drive (заказ на пункт выдачи), обычная доставка, быстрая доставка, готовая кулинария, отдельно — заказ grand vin и т.д.
Мне как иностранке, которая пока без словаря с трудом может прочитать сказку про трех поросят, было бы намного проще, если бы там было только три кнопки — «еда», «количество человек» и «заказать». Но недавно появилось и такое: Carrefour купил сервис Quitoque, торгующий наборами продуктов с готовыми рецептами (meal kit).

Работает это как подписка: выбираешь количество заказов в неделю, число человек, сами блюда — и готово. Чем на большее число дней подписываешься, тем дешевле — если заказывать каждый день, то стоимость одного блюда будет составлять от 5 евро на человека. В России тоже есть такие сервисы, но их развитием занимаются только небольшие компании — особенно в сравнении с Carrefour.

Не проспать Amazon
Во Франции 2017-2018 годы считаются поворотными для рынка онлайн-торговли продуктами — в 2017 году этой услугой хотя бы единожды воспользовалось 55% французских потребителей. Казалось быть, чуть больше половины, но еще в 2014-м их было всего 14%.

В 2011 году начал свое бурное развитие сервис интернет-заказа с выдачей в магазине — drive. Этот формат оказался очень подходящим для французских пригородов и семей. Всего в стране сегодня насчитывается больше 4 тыс. гипермаркетов с функцией drive, причем около 20-25% из них работают только с интернет-заказами. В России «магазины без покупателей» начала открывать X5 Retail Group лишь в этом году.


В начале 2018-го Carrefour объявил, что инвестирует в интернет-продажи 2,8 млрд евро в течение 5 лет, рассчитывая на то, что после 2022 года на онлайн-доход будет приходиться 20% выручки компании. 




По прогнозам, в 2018 году доля онлайн-продаж товаров повседневного спроса составит во Франции более 6%, а к 2025-му — больше 10%. Чтобы успеть занять свою долю на этом растущем рынке, французские сети резко активизировались. В начале 2018-го Carrefour объявил, что инвестирует в интернет-продажи 2,8 млрд евро в течение 5 лет, рассчитывая на то, что после 2022 года на онлайн-доход будет приходиться 20% выручки компании. Monoprix (принадлежит Casino group) купил l'Epicery — местный сервис по доставке продуктов от локальных поставщиков.

Доля интернет–продаж FMCG-товаров во Франции

Объяснение простое — всех до жути пугает Amazon, который также вышел на рынок продуктов питания, хотя и торгует пока только нескоропортящимися товарами. Казалось бы, на родной земле американская компания не соперник, но самое время вспомнить, что в начале 2000-х тот же Carrefour был вторым мировым ретейлером после WalMart, а сегодня уступает тому же Amazon по выручке больше чем в 2 раза ($91 млрд против $193 млрд за 2017 год). При этом французская компания развивает несколько интернет-площадок: маркетплейс RueDuCommerce, а также магазины товаров для детей, товаров для животных, вин плюс сервис бронирования туров, фотопечати и пр.  

По всем фронтам
Но в целом пока создается впечатление, что французские сети развивают доставку на дом неохотно и неторопливо. К примеру, лидер французского рынка Leclerc, который стал передовиком drive, не открывал доставку до последнего и лишь недавно запустил сервис Leclerc Сhez moi, который пока работает только в Париже. Доставки нет у входящей в топ-5 продуктовых ретейлеров Франции сети Super U.

Развивать ее не так просто: в отличие от рынка техники и одежды, цена покупки и ее вес не всегда оправдывают расходы на логистику. Вторая проблема уже общая для заказа еды в Интернете — у покупателя нет возможности самому осмотреть продукт, убедиться в его свежести и качестве. Третья — скорость: если заказ drive можно будет забрать через несколько часов, то доставку на дом во Франции за редким исключением придется ждать не менее суток.

Однако французские ретейлеры экспериментируют, что в итоге и приводит к тому, что число онлайн-сервисов растет. Помимо drive, который развивают практически все, можно выделить следующие подвиды:

Онлайн-сервисы французских FMCG-ретейлеров

Название сервиса

Скорость

Примеры

Экспресс-доставка 

В течение часа после заказа

Carrefour Express

Стандартная доставка на дом

1 день+

Carrefour, AuchanDirect, Geant (Casino), Leclerc

Доставка свежих продуктов

В зависимости от даты поставки может доходить до нескольких дней

Auchan Frais

Доставка кулинарии

До 5 дней

Carrefour traiteur, Auchan traiteur, Casino traiteur

Meal Kit (торговля продуктовых наборов по рецептам)

1 день+

Quitoque (лидер Франции в этом сегменте, 3 млн заказов за 2017 год, принадлежит Carrefour)



Каждый из вышеперечисленных сервисов имеет свою специфику и свои недостатки. Carrefour Express пока работает только в 11 городах Франции, ретейлер обещает, что их число увеличится до 26 в 2019 году. Особенность — меньшее число наименований по сравнению с обычной доставкой. Пока сервис бесплатный, однако сколько он будет стоить в итоге и будет ли это оправданно при ожидаемом среднем чеке 50 евро — еще вопрос. К примеру, обычная доставка продуктов из гипермаркетов в среднем по Франции стоит 8-15 евро (бесплатно — от 120-180 евро), и ведь с учетом распространенности drive речь идет об оплате «последней мили». Кроме того, покупатель, как правило, оказывается в стороне от основных акций, которые проводятся в офлайн-магазине.

При этом у того же Carrefour доставка на дом, например, не распространяется на сервис Traiteur (кулинария). Точно так же Auchan, который стал продавать свежие продукты под брендом AuchanFrais (ассортимент пересекается с рынком: свежее мясо, морепродукты, мясная гастрономия, сыры и т.д.), как-то не подумал о том, что их неплохо было бы и доставлять. Тем более что эту услугу уже предлагают многие интернет-площадки по торговле фермерскими продуктами, которые работают напрямую с поставщиками, — тот же L'Epicery, купленный Monoprix, или Pour de Bon, созданный службой доставки Chronopost и издательской группой Webedia. Или необычный сервис La Ruche qui dit Oui, который выдает заказы раз в неделю на территории кварталов, устраивая еще из этого шоу-знакомство с самими фермерами.

Однако возможно, что на подготовку логистики в масштабе гигантов просто нужно больше времени. Вряд ли Monoprix просто так решил продавать свои товары через Amazon и заключил стратегическое партнерством с Ocado, британским пионером киберпродовольственной торговли. Или Auchan, активно работающий в Китае, договорился о сотрудничестве c Alibaba. Так что остается только ждать, когда ретейлеры изучат чужой опыт, упорядочат все свои опции и создадут систему логистики, при которой за час можно будет заказать и закуски для аперитива, и свежее мясо, и вино, получить за это скидку любимого покупателя и при этом ни разу не встать с места.