Работа ТРЦ ограничена. Отрасль несет убытки и ждет (похоже, напрасно) поддержки от государства. В худшем варианте развития событий мы можем стать свидетелями многочисленных банкротств ретейлеров и освобождения ими площадей в ТРЦ. Но пока рынок находится в состоянии неопределенности, можно продумать сценарии будущей трансформации моллов и понять, кто заполнит те самые освободившиеся площади, если рынок и дальше будет стагнировать.

Честно говоря, история с опустевшими ТРЦ не нова. Мы уже наблюдали нечто подобное после кризиса 2014 года. До этого концепция «шопинг как времяпрепровождение» была актуальной и приносила хорошие деньги. Но кризис трансформировал рынок: смыл с него большое количество ретейлеров. В первую очередь пострадали продавцы, которые не смогли адаптироваться к новому ценообразованию, а также неэффективные и устаревшие концепции, например детские парки развлечений с игровыми автоматами и боулинги.

С восстановлением экономики и состав арендаторов ТРЦ, и потребительские тренды изменились. Вплоть до коронакризиса мы наблюдали в торговых центрах взрывной рост новых услуг и развлечений. Родились и стали привычными такие форматы, как фуд-холлы, детские активити-парки, VR-активности, компьютерные клубы, салоны красоты (барбершопы, броу-бары, салоны укладок), разнообразные фуд-концепции (бургерные и кухни разных стран).

Запрос на трансформацию шел с обеих сторон: и от девелоперов, которым нужно было заполнять пустующие площади после валютного кризиса, и от инвесторов, которые находились в поиске новых ниш с низкой конкуренцией.

Оглядываясь на прошлый кризис и его последствия, можно предположить, что тренд на увеличение числа операторов услуг и развлечений будет актуален и на этот раз. Эти два сегмента, подгоняемые изменившимися запросами аудитории, будут уравновешивать тенант-микс ТРЦ в условиях ограниченного развития торговых операторов.

Поэтому профессионалам рынка, отвечающим за формирование концепций торговых комплексов и поиск арендаторов, самое время провести инвентаризацию кейсов, с помощью которых можно будет заменить ушедших с рынка игроков.

Ниже — подборка таких нестандартных решений. Я намеренно не брал в расчет их экономику, поскольку у каждого ТРЦ своя норма доходности и свой спектр возможностей. Опять же, наша отрасль очень зарегламентирована — существует много юридических ограничений и барьеров. Поэтому не все эти идеи легко реализуемы. Но, возможно, кому-то они подойдут.

1

Спортивные активности:

  • различные спортивные секции — школа танцев, йога, бокс, сайклинг и т.д.
  • детские футбольные школы
  • картинг (электрические карты могут размещаться внутри ТРЦ без существенных вложений в инженерию)
  • волна для серфа или тренажеры для горных лыж и сноуборда
  • роллердромы, рампы для скейтбордистов, где можно попутно организовать продажу еды и напитков
  • бильярдные залы
  • крытые тентом теннисные корты (возможно размещение на верхних этажах крытых парковок или уличных паркингах)
  • каток (искусственный лед дешевле и требует меньше вложений в инженерию)
2

Медицина/красота

  • термы, сауны, бани
  • медицинские клиники и лаборатории по приему анализов (размещение требует соблюдения большого количества требований и норм)
  • бьюти-коворкинги
  • до сих пор никем не реализована концепция ТРЦ, ориентированного только на медицину и индустрию красоты (клиники разной направленности, салоны красоты, спа-центры и т.д., объединенные в одном здании)
3

Специальный ретейл

  • универмаги, как это реализовано в Trend island, в «Коньково маркет» и в «Цветном»
  • шоурумы для интернет-магазинов без офлайн-розницы
  • шоурумы автоцентров (без ремонтной зоны могут размещаться внутри ТРЦ, а ремонтная зона предполагает использование парковки)
  • ярмарки локальных товаров
  • магазины с символикой спортивных клубов 
  • экомаркеты, рынки, ярмарки со свежими продуктами
4

Искусство и творческие пространства

  • музеи
  • выставочные пространства и галереи
  • конференц-центры
  • коворкинги, причем не только как офисная функция, но и бьюти-коворкинги, швейные и т.д.
  • Школы-мастерские — столярные, гончарные и т.д.
5

Сервисы

  • ремонтные мастерские широкого спектра (не только для предметов быта, но и, например, спортивного оборудования)
  • мини-отели/хостелы
  • пункты выдачи интернет-заказов разных онлайн-компаний
  • фотостудии
  • детские сады, развивающие клубы, студии детского творчества
  • МФЦ
6

Общественные пространства

  • места для игры в мафию, квиз и т.д.
  • сигарные или винные клубы
  • отдельные пространства для молодежи с бюджетной едой и напитками, где они смогут снимать ролики для TikTok, не мешая другим посетителям своей гиперактивностью


Ну и совсем уж «безумные» идеи: размещение в ТРЦ вузов или организация общественных садов, где посетители смогут выращивать для себя фрукты и овощи и следить за своими собственными грядками, как это реализовано во многих европейских странах.

Как бы это избито ни звучало, но любые кризисы дают новые возможности и пути развития. Возможно, когда-то собственники ТРЦ станут организаторами акселераторов стартапов и будут вкладывать деньги в развитие предпринимателей, которые захотят открывать новые и интересные бизнесы в рамках их проектов.

Ну а пока девелоперам стоит взглянуть на свои объекты не как на слайды из презентации с нарезкой помещений, которые требуют сдачи в аренду в максимально короткие сроки, а как на кубик Рубика, который нужно заново собрать под реалии рынка и актуальные запросы аудитории, чтобы максимизировать прибыль в долгосрочной перспективе.