На фоне новостей о закрытых на карантин торгово-развлекательных центрах, фактическом крахе фитнес-индустрии в ее классическом понимании, массовых неплатежах по аренде офисных площадей и объектов общественного питания девелоперы задаются вопросом: как сохранить темпы продаж встроенных коммерческих помещений, предприятия в которых зачастую формируют внутреннюю инфраструктуру объекта?

Репутация — вещь зыбкая, а на строительном рынке — тем более. Рынок играет по цивилизованным правилам, и любое несоответствие обещаний, данных покупателям, изначальному проекту может дорого обойтись застройщику для его дальнейшей работы и сказаться на его темпах продаж.

Сегодня девелоперы, работающие в любом сегменте — от самого экономичного до элитарного, — стремятся создавать в своих объектах качественную жилую среду, поскольку понятие «счастливый дом» давно вышло за рамки лишь комфортной и просторной квартиры.

Покупатели недвижимости, подобно клиентам автосалонов приобретающие не просто средство передвижения, а автомобиль с определенным имиджем и набором опций, рассчитывают на определенный уровень улучшений, которые даст им проживание в новом доме.

И первоочередным шагом к созданию обещанного комфорта и образа жизни для своих клиентов для застройщика становится инфраструктура, расположенная во встроенных помещениях. И здесь перед девелопером стоит дилемма: продавать эти активы, получив максимальную прибыль от реализации объекта, или оставлять контроль за помещениями за собой, предоставляя их в аренду? Как правило, по первому сценарию идут крупные застройщики, реализующие массовые проекты, в том числе комплексного освоения территорий. В этом случае коммерческие помещения продаются собственникам, которые сдают их в аренду тем предприятиям, которые удовлетворяют потребности жителей в конкретный промежуток времени. В первый год в таких помещениях открываются мини-маркеты, строительные магазины, пиццерии и кафе. Затем, по мере увеличения жителей и насыщения предложения, появляются салоны красоты, детские развивающие центры, языковые школы и отделения банков.

Однако, когда речь идет о создании клубного проекта, в котором соседи привыкли к однородному социальному окружению и определенному статусу, такой подход может сыграть с застройщиком злую шутку. В этом случае на первый план выходит репутация застройщика, который на этапе проектирования уже продумывает будущую внутреннюю инфраструктуру и отвечает за ее качество перед своими покупателями. Чтобы не допустить стихийного развития рынка встроенных помещений в элитных домах и жилых комплексах бизнес-класса, девелоперу выгоднее безошибочно определить востребованность того или иного коммерческого объекта и оставить данный актив в своем портфеле, следя за реализацией выбранной концепции.

В условиях пандемии COVID-19 и необратимых изменений сферы услуг после ее окончания оба вышеперечисленных сценария становятся половинчатыми: развивать инфраструктуру лишь собственными силами у застройщика не получится, а перспектива продавать встроенные помещения, в которых вместо предусмотренного концепцией ресторана может открыться супермаркет, обернется имиджевыми потерями для девелопера.

Объекты нашей компании отличаются продуманной инфраструктурой. Мы всегда стремились к тому, чтобы то, что клиенты видели на картинках и рендерах на этапе строительства, было воплощено в жизнь. В Петербурге в жилом комплексе «Привилегия», например, мы открыли лобби-бар с террасой и сигарным лаунджем, британскую школу и детский сад, цветочный бутик, салон красоты, настоящее спа для автомобилей представительского класса и премиум-супермаркет. Соотношение «ожидание — реальность» стало возможным благодаря комбинированному подходу застройщика к продаже встроенных помещений, которые реализуются с главным условием — сохранением его функционального назначения.
  
Уверена, что в ближайшее время такой подход будет самым востребованным на рынке встроенных коммерческих площадей, так как он одинаково выгоден для застройщика и коммерсантов. В качестве другого примера можно рассмотреть элитный клубный дом Esper Club на Крестовском острове в Петербурге. Он будет введен в эксплуатацию в этом году и в 2021-м будет заселен. Весной мы открыли продажи встроенных помещений по фиксированной стоимости — 280 тыс. рублей за квадратный метр. При этом главное условие — сохранение концепции клубного дома. Здесь речь идет о взаимном доверии и партнерстве: новый владелец развивает бизнес, предусмотренный концепцией проекта (например, кондитерскую), а застройщик, со своей стороны, гарантирует устойчивый спрос на его товары и услуги за счет особенностей локации и окружения.

Сохранить устойчивый спрос на коммерческие помещения в домах высокого класса, не навредив концепции объекта, можно только при взаимовыгодном сотрудничестве девелоперов, собственников бизнеса и арендаторов. Станет ли это возможным на фоне новостей о том, что многие арендодатели сегодня отказываются снижать арендные ставки? Вполне, ведь это значит, что те, кто переживет «идеальный шторм» в экономике, будут заинтересованы в новых направлениях развития бизнеса, готовые решения для которых могут предложить девелоперы.