По данным экспертов Knight Frank, за год в Северной столице было открыто 838 новых торговых точек формата street-retail. Ставки здесь за год выросли на 7% и достигли на главных торговых магистралях 69,6 тыс. рублей за 1 м2 в год, а на локальных торговых улицах — 27,6 тыс. рублей за 1 м2 в год. А ротация арендаторов достигла 13%.

Средняя вакансия в сегменте street-retail города несколько уменьшилась и достигла 8%. Самая большая вакансия — на локальных торговых улицах в спальных районах. Она составляет 10,8%, что на 1,5% меньше, чем годом ранее. Больше всего свободных помещений на Ленинском пр. — 18%, на улице Некрасова — 15% и в районе «Балтийской жемчужины» — 14%. А на главных торговых магистралях Петербурга доля пустующих площадей в street-retail за год почти не изменилась и оценивается в 5,1%.

Самыми активными арендаторами помещений формата street-retail остаются операторы общественного питания. На их долю в уходящем году пришлось 32% от общего спроса в сегменте.

«В 2019 году, как и в течение следующих нескольких лет, на рынке street-retail Петербурга заведения общественного питания и продуктовые магазины по-прежнему будут самыми активными. Стоит ожидать развития новых торговых локаций в центре города в связи с активным ростом новых ресторанных и торговых концепций. А изменения в требованиях к размещению заведений общественного питания в жилых домах могут отразиться на ротации в этом сегменте — произойдет замена формата ресторанов полного цикла на кафе, бар или кофейни с доготовкой на месте», — прогнозирует руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко. 



В Москве общепит также наиболее активен в street-retail. На пешеходных и транспортно-пешеходных коридорах столицы на долю ресторанов и кафе приходится 54,6% и 37,6% соответственно (лидер — Камергерский переулок с результатом 85%).

По предварительным данным Knight Frank, средняя площадь помещений под торговлю в предложении на магистралях Москвы за год уменьшилась до 196,6 м2 против 199,4 м2 в 2017 году.

«А минимальный размер ставок в 2018 году не изменился и составил 30 тыс. рублей за 1 м2 в год. Что касается верхней границы ставки аренды, то в большинстве ключевых торговых коридоров Москвы она снизилась. Диапазон — 8-20% в зависимости от улицы», — сообщили в Knight Frank.

Средняя вакансия в street-retail Москвы оценивается 12%. Ее общий объем достиг 37,4 тыс. м2, что в целом соответствует размерам крупного торгового центра. Максимальное сокращение вакансии — на 4,9%, до 11,9%, — было отмечено на Садовом кольце. При этом доля вакансии на пешеходных улицах внутри Садового кольца сократилась только на 4%, до 1,9%.

На пяти крупнейших проспектах Москвы (Ленинский, Мира, Кутузовский, Комсомольский и Ленинградский) доля пустующих помещений в street-retail достигла 13,4% от общего объема. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года вакансия сократилась на 2,9%.

Лидером по объему пустующих площадей среди данных магистралей остается Кутузовский проспект. Здесь вакантно 25,5% (что на 1,9% меньше, чем годом ранее). А наименьшая доля вакантных площадей зафиксирована на Комсомольском и Ленинском проспектах (9,1% и 9,6% соответственно).



По словам директора направления стрит-ретейл Knight Frank Виктории Камлюк, люксовые арендаторы стали покидать Кутузовский проспект с 2015 года, после того, как здесь запретили парковку. «Мы ожидали, что постепенно сюда переедут другие бизнесы и профиль улицы изменится. Но за прошедший год этого не произошло», — говорит она.

За год Кутузовский проспект покинули заведения общественного питания («Кофе Хауз» и PESHI), автосалон Porsche, а также продуктовые магазины сети «Перекресток». Всего сейчас здесь пустует порядка 12,6 тыс. м2 площадей формата street-retail. На замену ушедшим операторам пришли несколько продуктовых магазинов («Вкус Вилл», «Магнолия», «МясновЪ», «AB Daily»), «Мосхозторг», а также ресторан «Рыбный порт».

«Потенциально Кутузовский проспект мог быть интересен продуктовым супермаркетам, ресторанам и банкам. Но данная магистраль конкурирует по размеру арендных ставок с Садовым кольцом и спальными районами — и арендаторы предпочитают размещаться там. Однако ситуацию на Кутузовском проспекте может улучшить открытие метро «Дорогомиловская», запланированное на 2020 год. Пока же из-за отсутствия метро и парковки арендаторам приходится рассчитывать на клиентов, проживающих в этом районе», — отмечает Виктория Камлюк.




По ее прогнозу, серьезных изменений на рынке street-retail столицы в следующем году не будет. «Реализуемый план городских властей по созданию комфортной городской среды для пешеходов окажет влияние на дальнейший рост пешеходных потоков. Ожидаемый прирост трафика на обновляемых улицах — 10% ежегодно. По этой причине доля операторов общественного питания в формате street-retail будет увеличиваться, а fashion-операторы будут постепенно сокращать свое присутствие. В ближайшее время общепит нарастит свою долю с 40,8% на 5-7%. В то же время свободные площади транспортных магистралей постепенно будут сокращаться. Вакантные площади займут ориентированные на потребителей, проживающих в ближайшей доступности, операторы — продукты питания, банки и сервисные услуги», — заключила она.