Рынок очковой розницы (очки для зрения и солнцезащитные) по итогам 2018 года вырастет по сравнению с 2017 годом с 55-57 млрд до 61-62 млрд рублей, подсчитали в GfK Rus. Эта цифра не включает розничные продажи на рынках и в одежных сетях.
Если сравнить объем рынка в деньгах с докризисным 2014 годом, то он восстановился практически сразу — в 2015 году и последующие 3 года был примерно на одном уровне.
Первые три строчки в рейтинге занимают федеральные сети: «Айкрафт», «Линзмастер» и «Счастливый взгляд», а остальные позиции занимают крупные региональные игроки. Оборот каждого из них, несмотря на разное число магазинов в сетях, составляет 2,7-3 млрд рублей.
Очень амбициозные планы имеет петербургская сеть «Счастливый взгляд». В интервью MarketMedia владелец сети Виктор Гордейчук говорил, что намерен сделать сеть игроком №1 в России по выручке, сейчас у нас компании третье или четвертое место. «Не исключаю, что мы станем даже сетью №1 в Восточной Европе и странах СНГ. Это вполне реально, так как Восточная Европа небольшая. Единственный крупный рынок – это Польша, в которой доминирует немецкая сеть Fielmann, и она рулит там всем и вся», - отмечал ретейлер.
Предварительные результаты 2018 года сегмента очковой оптики в России на первый взгляд оптимистичны. Рост рублевого розничного оборота в 5% по данным мониторинга розничных продаж GfK демонстрирует стабильность роста даже с учетом кризисных явлений в экономике.
С другой стороны, нет роста спроса по отношению к тому же периоду прошлого года (соответственно и продаж в штуках) по оправам и очковым линзам (-1,7% и -1,2% соответственно). В структуре товарооборота среднего салона оптики эти группы являются основными, поэтому снижение продаж вызывает определенные сомнения в будущем росте оборота. Пока увеличение товарооборота по очковым линзам происходит за счет реализации товара по более высоким ценам относительно предыдущего года, но такая динамика не способствует ожиданию роста рынка. Только продажи солнцезащитных очков показали положительную динамику по сравнению с 2017 годом, но в этом немало помогла природа, а именно солнечная погода летом и осенью.
1. «Айкрафт». Сеть создана в 2003 году в Москве и сегодня насчитывает более 550 салонов. Из них примерно 400 точек работает по франчайзингу, который компания развивает с 2007 года. Компания открывает оптики под двумя брендами — «Айкрафт Оптика» и «Оптика МИО» (формат дискаунтера). Средний чек в москвовских «Айкрафт Оптика» — 5,5 тыс. рублей, в региональных — 4,5 тыс. рублей. Оборот сети, по данным самой компании, по итогам 2017 года составил около 3 млрд рублей.
2. «Счастливый взгляд». Сеть принадлежит петербургскому предпринимателю Виктору Гордейчуку, экс-владельцу сети «Техносила». Первый салон открылся в Петербурге в 2003 году. Интернет-продажи ретейлер запустил в 2013 году. Сеть занимает второе место в рейтинге крупнейших по количеству салонов оптик компаний и насчитывает 193 точки. Однако по обороту она практически сопоставима с лидером рынка: по итогам 2017 года он составил около 3 млрд рублей.
3. «Линзмастер». Сеть создана в 1998 году российскими предпринимателями, но позже была выкуплена голландской инвестиционной компанией HAL Investments. Оборот сети в 2017 году, так же, как и у двух предыдущих игроков, составил около 3 млрд рублей.
4. «Оптика Кронос». Нижегородская «Оптика Кронос» (ООО «Кронос») является крупнейшей сетью салонов оптики в Приволжском федеральном округе и насчитывает 76 точек в Нижнем Новгороде, Кирове, Чебоксарах, Нижегородской, Кировской и Владимирской областях. Компанию создали несколько друзей в 1993 году. Именно тогда был открыт самый первый салон в подвальном помещении, в котором, кстати, во время ремонта был найден контрабас. После реставрации его поместили в офис компании и по сей день считают своим талисманом. Многие салоны «Оптики Кронос» открылись на местах старых государственных оптик. Крупнейшими владельцами являются Михаил Гут (57%) и Дмитрий Кац (28%), а Герману Лухтону, Елене Тарасовой и Светлане Шагаловой принадлежит по 5%, свидетельствуют данные СПАРК. Выручка ООО «Кронос» в 2017 году составила 0,8 млрд рублей, чистая прибыль — 18 млн рублей.
5. «Очкарик». Московская оптическая сеть создана в 2001 году на базе Московского объединения «Оптика». Сегодня сеть насчитывает 60 салонов в Москве и более 300 пунктов выдачи интернет-заказов. Ретейлер имеет один из крупнейших интернет-магазинов в России и является лидером по продаже линз в стране. У компании есть собственная научно-производственная база. По данным СПАРК, ООО «Оптик-вижн» (оператор сети) принадлежит Сергею Бодрову. Общая выручка компании (с учетом оптового направления) в 2017 году составила 3,5 млрд рублей, чистая прибыль — 26,4 млн рублей.
6. «Корд оптика». Создана в 1998 году в Татарстане врачом-офтальмологом Мариной Решетниковой. В 2017 году основательница продала сеть местному игроку — холдингу «Казанские аптеки». В настоящее время сеть насчитывает 59 салонов в Республике Татарстан. Выручка ООО «Корд» (оператор сети) в 2017 году составила 0,5 млрд рублей, чистая прибыль — 40,7 млн рублей.
7. «Зайди, увидишь»/ZEISS. Петербургское ООО «Зайди-увидишь» создано в 1998 году и принадлежит на 100% Вадиму Бахтину, по данным СПАРК. Выручка в 2017 году составила 0,7 млрд рублей. Компания развивает в Петербурге две сети — под брендами «Зайди, увидишь» и ZEISS, общее число салонов — 52 точки.
8. «Оптик Сити». Под этим брендом работает 41 салон по системе франчайзинга, из них 39 в Москве и области и два в Оренбурге. Первые из них открылись еще в 1990 году в Москве. ООО «ЛЕКС», предоставляющее франшизу «Оптик Сити», занимается контролем качества обслуживания, тренингом персонала, консультацией по ассортименту продукции. Компания принадлежит Жанне Волковой (51%) и Светлане Боргуновой, по данным СПАРК. Выручка ООО «ЛЕКС» в 2017 году составила 275 млн рублей, чистая прибыль — 19,9 млн рублей.
9. «Оптик-Экспресс». Сеть центров коррекции зрения «Оптик-Экспресс» насчитывает 29 салонов по Республике Башкортостан, первая точка открылась в 1998 году. Прообразом современных центров «Оптик-Экспресс» были кабинеты контактной коррекции зрения, созданные в 1994 году для продажи продукции, выпускаемой компанией «Оптимедсервис». Первой продукцией производителя в 1993 году были контактные линзы под торговой маркой Optimed. Выручка ЗАО «Оптимедсервис» в 2017 году составила 0,8 млрд рублей, чистая прибыль — 127 млн рублей, по данным СПАРК.
10. «Очки и Мода». Сеть принадлежит челябинской ГК «Оптик-Центр», которая начала создавать розницу в 2008 году. В сети продаются эксклюзивные коллекции медицинских оправ и солнцезащитных очков ведущих домов моды, кроме того, она является эксклюзивным представителем бренда Cartier в Челябинске. В группу «Оптик-Центр» входит 17 салонов оптики «Оптик-Центр», четыре салона оптики «Очки и Мода», шесть филиалов офтальмологической клиники «Оптик-Центр» и интернет-магазин (работает с 2012 года). По данным СПАРК, ООО «Оптик-Центр» (оператор сети) принадлежит Артему Власенко, выручка компании в прошлом году составила 134,6 млн рублей, чистая прибыль — 0,8 млн рублей.