По данным Watcom, Shopping Index, отражающий динамику посещаемости торговых центров и розничных сетей, в Москве с началом «выходной» недели в рамках борьбы с распространением коронавируса упал: в субботу — на 62,1%, в воскресенье — на 65,5%. Причины очевидны: с 28-го числа российские власти объявили до 5 апреля так называемую «выходную» неделю, с тем чтобы россияне снизили социальную активность в рамках борьбы с распространением коронавируса. Впрочем, несмотря на частичные закрытия предприятий общепита, развлекательных центров, фитнес-клубов, россияне продолжали посещать еще не закрывшиеся торговые центры. 



Однако уже 30 марта в Москве меры были ужесточены. Торговые центры закрыты, кроме находящихся в них продовольственных магазинов и аптек. В этот день посещаемость упала еще больше — на 70,9%. «Люди продолжали посещать торговые центры, так как открыты супермаркеты, зоомагазины, салоны связи, аптеки, мастерские по ремонту. Пока будет карантин, трафик будет держаться приблизительно на этом уровне», — считает глава Watcom Роман Скороходов.

Еще недавно, оценивая итоги 2019 года, все надеялись на восстановление спроса после падения 2014 года. Основания для надежды давал хоть и небольшой, но рост Shopping Index. Так, в 2019 году темпы прироста активности посетителей ТЦ превысили темпы прироста арендуемых площадей в Москве и Петербурге на 3%, в Екатеринбурге — на 1%. В масштабах всей страны Shopping Index тоже был положительным — 2,2%. Тогда, комментируя ситуацию, Роман Скороходов пояснял, что в России Shopping Index немного подрос за счет большого объема дисконтных предложений: покупатели тратят больше времени на поиск выгодной сделки.

Нынешнее падение должно восстановиться после завершения карантина, когда откроют все магазины в торговых центрах. Однако речь не идет о восстановлении ретейла. Как отмечают некоторые эксперты, «ходить в торговый центр — это само по себе удовольствие после карантина, ощущение свободы, но это не значит «покупать». Восстановление непродуктового ретейла может затянуться из-за роста цен, отсутствия финансовой подушки безопасности у большинства россиян и потери частью из них работы в связи с закрытием целых отраслей экономики из-за коронавируса.