Прирост российского рынка fashion e-commerce по итогам 2019 года составил 26-27%. Согласно исследованию Сбербанка и АКИТ, весь рынок внутренней online-торговли (по всем категориям) прирос на 30%. При этом fashion-сегмент занимает 20-23% на локальном рынке и более 30% — на трансграничном. В России доля онлайн-продаж в сегменте fashion составляет около 12%. С учетом оборотов серого рынка доля интернет-торговли может быть оценена в 9-10%. Это гораздо выше, чем средний показатель онлайн-продаж по розничному рынку в целом (6-7%).

«При сохранении таких темпов прироста онлайна в 2025 году 50% продаж одежды будет осуществляться через Интернет. Несмотря на то что сегодня 85% российских покупателей одежды и обуви предпочитают видеть и тестировать товар перед приобретением, через 10 лет около 50% традиционных магазинов закроют свои двери», — предположила Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group (FCG), выступая на международном экономическом форуме инноваций и технологий fashion-ретейла Russian Fashion Retail Forum. По состоянию на начало 2020 года, как писал ранее MarketMedia, только на топ-10 российских одежных операторов приходилось около 5 тыс. магазинов.

С рейтингом топ-10 российских fashion-сетей можно ознакомиться здесь



Интернет-магазины и маркетплейсы уже стали обычным «традиционным форматом». Число заказов на Ozon в категории «одежда, обувь и аксессуары» в 2018 году составило 1,2 млн, показав рост на 82% к 2017 году. В 2019-2020 годах Ozon планирует десятикратный рост продаж одежды и обуви. Роста оборота (в рублях) Wildberries в 2019 году к 2018-му составил 88%, увеличившись до 223,5 млрд рублей, из них доля одежды, обуви и аксессуаров достигла 67%. В 2020 году ретейлер планирует вдвое увеличить оборот, до 440 млрд рублей.

Рассказывая о трендах fashion-рынка, Анна Лебсак-Клейманс отметила, что у россиян произошла адаптация к снижению качества жизни, изменилось восприятие границ качества. Так, по ее словам, увеличился срок эксплуатации товаров длительного пользования. Например, если раньше обувь покупалась на один-два сезона, то теперь на два-три сезона. Так, большинство россиян (67%) покупают новую зимнюю обувь только при износе старой, в среднем раз в 2-3 года. Качество в меньшей степени связывается с понятиями моды и актуальности, все большее значение имеют критерии универсальности, носкости, утилитарности.

Важнейшим мотиватором покупки по-прежнему остается скидка. Почти 93% россиян, по данным Deloitte, чувствительны к скидкам и распродажам, подстраивают под них свои покупки либо обращают внимание на этот показатель уже в процессе поиска.

Одним из трендов в FCG отмечают рост интереса к торговым маркам российских производств. По данным РБК, 45% опрошенных в 2019 году покупателей остались довольны качеством российской одежды (в 2018 году таких было 40%). За 2019 год операторы торговых центров удвоили количество магазинов локальных дизайнеров. Выросло и число локальных марок в интернет-магазинах. Например, за 2 года Aizel удвоила присутствие российских брендов на платформе до 150.