Италия, как одна из наиболее пострадавших от коронавируса стран в Европе, демонстрирует заметное сокращение объемов дистрибуции техники. Так, за пятую-восьмую недели года (27 января по 23 февраля) этот рынок сократился в среднем на 9%, что привело к снижению продаж на 828 600 единиц по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В других европейских странах, таких как Великобритания и Франция, видна та же тенденция в объемах дистрибуции, но в меньшем масштабе: продажи сократились на 4% и 2% соответственно.

Основной вклад в негативную динамику дистрибуции вносит IT-сегмент рынка бытовой техники и электроники. Для рынка мобильных устройств тенденция к снижению объемов дистрибуции еще не была столь заметна по итогам рассматриваемого периода. По-видимому, дистрибьюторы продолжают работать на старых запасах, а спрос со стороны розницы и реселлеров пока даже выше, поскольку они запасаются в ожидании того периода, когда возможный дефицит из-за приостановки производств настигнет розничный рынок.

Хотя накопленные запасы могут смягчить последствия коронавируса, все же приостановка производств и логистические ограничения (например, невозможность погрузить и выгрузить товары на суда, отмена рейсов) уже сейчас имеют последствия.

Как ситуация отразится на рознице
Волна от негативных трендов в дистрибуции еще не докатилась до розницы в период с 27 января по 23 февраля. Колебания в объемах продаж от + 1,6% до -3,5% на рынках разных стран находятся в пределах обычной нормы и обусловлены сезонными акциями, запусками, изменениями цен и т. д. Главный вопрос сейчас: когда перебои в цепочках поставок достигнут ретейла и как это отразится на спросе?

Аналитики GfK прогнозируют, что из-за вспышки COVID-19 больше всего по итогам первой половины года просядут сектора крупной бытовой техники, фототовары и телекоммуникации. В первой половине 2020 года падение составит 18%, а во второй половине года будет рост на уровне 6%. «В целом, в настоящее время мы прогнозируем, что по итогам всего года общее снижение оборота составит около 6%. Тем не менее мы должны помнить, что это всего лишь временный спад, который не меняет общих ожиданий роста рынка техники в Китае в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — отмечают в GfK.

Наблюдая за ситуацией в Китае, можно сказать, что влияния коронавируса на глобальный рынок бытовой техники и электроники избежать не удастся. Как в силу значимости Китая для глобальных продаж, так и из-за того, что рынок Китая теперь не единственный, где на карантин закрылись большие территории.

Как только сокращение товара в дистрибуции начнет сказываться на ретейлерах, они неминуемо поднимут цены, чтобы выжать максимум из имеющегося товарного запаса. И скидок будут предлагать меньше, чтобы не потерять маржу и минимизировать влияние эпидемиологической ситуации на годовую прибыль, прогнозируют аналитики GfK.

А что в России
В России по состоянию на десятую неделю 2020 года (со 2 по 10 марта) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года аномалий в трендах развития дистрибьюторского и розничного каналов сбыта нет. Отгрузки дистрибьюторов розничным игрокам пока что происходят в привычном режиме. В рознице в начале 2020 года рост продаж по ключевым группам бытовой техники и электроники составил 7,5% (в шт.). Такая динамика объясняется не столько ростом спроса в 2020 году, сколько слабыми результатами начала прошлого, 2019 года, которые отмечались на волне вступления в силу новой ставки НДС 20%.

Также не отмечается резких изменений в балансе онлайн– и офлайн–каналов, несмотря на волну обеспокоенности из-за новостей о COVID-19. «Безусловно, онлайн — растущий канал сбыта, однако если взглянуть, например, на долю онлайн-продаж в ключевых продуктовых группах рынка IT, то за первые два месяца 2020 года она составила 33% против 31% в 2019 году. В целом пока что влияние COVID-19 на цепочку поставок отечественного рынка бытовой техники и электроники незаметно. Однако данные за последующие недели могут внести свои коррективы в оценку ситуации», — отмечается в исследовании GfK.