По данным исследования, которое проводилось с апреля 2018-го по март 2019 года, кофе присутствует в 32% заказов в российском фастфуде. Кофе пьют чаще, чем газировку, соки, воду и молочные коктейли.

О том, как много заработать на кофе, узнайте здесь.



По мнению NPD, отечественный рынок переживает новую волну кофемании. За последний год доля заказов кофе в кофейнях выросла сразу на 12%, а в фастфуде — и вовсе на 14%. При этом исследователи настаивают, что быстрее растут продажи кофе с молоком — так называемой «белой чашки». MarketMedia попросил участников рынка поделиться своим мнением о ситуации с продажами кофе.

В рост 12 или 14% я бы не поверил, но позитивный тренд, конечно, есть. Кофе действительно растет, но, по моим ощущениям, такой рост продолжается уже года три, в том числе потому, что до нас дошла третья или уже четвертая скандинавская волна и растет интерес к specialty кофе и к кофе свежей обжарки. Интерес к кофе огромен, мы в прошлом году сделали кофейный фестиваль, на который пришло 7 тыс. человек! При этом рынок растет равномерно. То, что исследователи называют «белой чашкой», как занимало превалирующую долю, так и занимает. Просто-напросто людей, которые пьют кофе с молоком, значительно больше тех, которые пьют черный кофе. Но нет ощущения, что молочные напитки растут быстрее, растет и то, и то. Исследователи сообщили, что в России кофе пьют чаще, чем во Франции и Италии. Меня это совсем не удивило. Как это ни парадоксально, они никогда не входили в число стран, которые больше всего потребляли кофе на душу населения. Франция вообще не очень кофейная страна. Италия — вроде как кофейная, все знают про итальянскую традицию эспрессо на бегу, но при этом лидерами рынка являются скандинавские страны. Финляндия вообще №1 в мире. Кофейни с фиксированными ценами, с моей точки зрения, на динамику рынка не сильно влияют. Я достаточно скептически отношусь к этому сегменту. Нынешний рост скорее происходит за счет большого числа независимых кофеен и того, что крупные сети, с одной стороны, интенсивно развиваются (и «Старбакс» тому пример), а с другой — тоже стараются использовать более качественное зерно и в итоге выдавать более качественный продукт.

Обратите внимание, если вы сейчас проходите мимо «Макдоналдса» или «Бургер Кинга», там обязательно висит плакат: кофе — 59 или 49 рублей. Раньше же такого не было. Раньше висело: вафельный рожок за 29. И вот результат. Рост виден невооруженным взглядом — без всякого исследования. Во-первых, люди стали намного активнее брать кофе с собой. Во-вторых, появилась куча неспециализированных заведений. Люди берут кофе в столовой или в «Теле2» взяли кофе и побежали дальше. То есть кофе из предмета гурманства превратился в нечто обыденное. При этом для фастфуда кофе привлекателен как отличный ценовой маяк. Ты же не можешь сделать очень дешевым бургер, потому что там мясо. Нельзя же котлету не положить! А кофе — высокомаржинальный продукт, его можно сделать дешевле, особенно для «Макдоналдса», который закупает зерна, наверное, миллионами тонн. И продавать кофе можно не только за 49, но хоть за 39 или 29 рублей. Тем самым притягивая людей, чтобы они зашли и взяли что-то еще. Для фастфуда кофе ведь не является основным драйвером, главная цель — продать гамбургер, картошку, лимонад… Все это, конечно, не может радовать классические кофейни, которые не могут кофе делать дешевым, потому что это наш основной товар. Но человек может выбирать — купить его хоть в строительном магазине или, если он хочет понимать, что у него там в стаканчике, пойти в более специализированное заведение. У нас рост по сравнению с прошлым годом 10-11%. Что произошло на рынке? С одной стороны, много наших прямых конкурентов — «Кофе Хауз», «Шоколадница», Coffeeshop — ушли с улиц, и в Петербурге мы однажды обнаружили, что стали крупнейшей сетью по числу точек в стрит-ретейле. С другой стороны, везде, где есть окошко, открывается Coffee to go. Требования людей изменились. Если ты берешь кофе за 50-60 рублей, то, грубо говоря, не отравился и слава богу. Человек, которому нужен вкус, идет к нам, а для кофе на бегу есть кофейный фастфуд. Тут как с едой: бизнес-ланч можно быстренько съесть в столовой в бизнес-центре, но на ужин вы идете в ресторан. И там, и там мясо — но разное.