Рост зафиксирован во всех российских миллионниках. Самую впечатляющую динамику показал Волгоград: число киосков здесь выросло на 76%, до 1219 объектов. На втором месте — Воронеж с приростом на 48% (до 2439 объектов). В Екатеринбурге тоже заметная динамика — плюс 47% за 3 года (до 1646 объектов). Есть прирост и в Уфе — на 41%, при этом киосков в городе меньше, чем в других мегаполисах, — 823 объекта. Казань увеличила число ларьков на своих улицах до 996 — на 38% за 3 года. В Москве прирост относительно невысокий — за 3 года +19%, сейчас в столице насчитывается около 7 тыс. киосков. Самая низкая динамика в Перми (16%), Петербурге (13%) и Омске (10%). Информацию о расположении и специализации киосков специалисты «2ГИС» собирают вручную, регулярно обходя город.



Специализация у самых востребованных киосков в разных городах отличается. В Москве и Петербурге, а также в Уфе, Челябинске и Нижнем Новгороде преобладают киоски с прессой и другой печатной продукцией. Зато в южных миллионниках страны — Волгограде, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Воронеже — лидируют киоски с фастфудом. Екатеринбург, Новосибирск и Пермь привыкли покупать в киосках овощи и фрукты. Сибиряки в Омске и Красноярске приходят к ним за мороженым. А жители Казани и Самары предпочитают покупать в киосках простую питьевую воду.

Я убежден, что у бизнеса этот формат торговли чрезвычайно востребован. В НТО совершают импульсные покупки, шоколадку или бутылку воды, фрукты по пути домой. Удачно расположенные торговые павильоны могут оттягивать часть посетителей у крупных магазинов, но прямыми конкурентами они не являются. Поход в ларек не отменяет закупки в большом супермаркете на неделю вперед. Низкие темпы роста по Петербургу объясняются тем, что в 2017-2018 годах было не так много торгов за право размещения нестационарных торговых объектов (НТО), при этом часть торгов срывали спекулянты, которые задирали цену и выигрывали торги, но договор аренды с городом не заключался. Объекты размещали со значительными нарушениями, с увеличением площади. Такие объекты достаточно быстро сносили. Сейчас торгов происходит значительно больше, у властей меняется подход к нестационарной рознице, ушли в прошлое такие незаконные ограничения, как запрет на сдачи в аренду помещений третьим лицам, у многих процедур по согласованию сокращается срок. Думаю, через год-два картина будет совершенно другой, в городе будет значительный прирост нестационарной розницы.

Насколько могу судить, есть несколько причин такого «лидерства» Волгограда. Во-первых, фактор ЧМ-2018. Ларьки для города всегда были характерны, а перед чемпионатом мира была масштабная зачистка. Некоторые бизнесы приостановили работу, некоторые переместились в места, где невелик риск напугать туристов, некоторые были перенесены в первые этажи и подвалы близлежащих домов. После чемпионата произошел отскок, и сейчас ларьков вернулось даже больше, чем ушло. Что касается требований к визуальному облику - они есть, но какого-то качественного рывка в отношении городской среды не создают. Во-вторых, киоски и павильоны являются ответом на запрос со стороны потребителей. Например, в связи с доминированием крупных торговых сетей, в розничной торговле практически нигде не осталось магазинов за углом — хлебных, молочных. Большой магазин далеко, а киоск может выжить на меньшем трафике ближе к потребителю. В-третьих, вероятно, сказывается то, что в Волгограде трудно найти здания, построенные до 1943. А в послевоенные времена мало заботились о разнообразии форматов торговли и видов фастфуда. В итоге город органично нуждается в костылях в виде киосков, потому что нет возможности переформатировать первые этажи, как в бывших доходных домах в Петербурге.

Информацию о беспрецедентном росте количества ларьков в Волгограде вряд ли можно считать объективной. Уличные ларьки и киоски относятся к категории объектов нестационарной торговли (НТО), так же, как и торговые галереи, павильоны, лотки и другие объекты в связи, с чем нельзя выделять одну из категорий для формирования показателей уличной торговли. Сегодня в Волгограде эксплуатируется порядка 1,8 тыс. НТО. В их числе: порядка 1,5 тыс. это ларьки, павильоны и торговые галереи, а остальное сезонные торговые точки. На конец 2016 года количество ларьков и торговых павильонов было около 1,2 тыс. штук. Таким образом, мы видим, что действительно, динамика роста киосков и торговых павильонов в Волгограде положительная, но ее рост не превышает 25% вместо заявленных аналитиками интернет-сервиса 76%. Нужно отметить, что городские власти держат на контроле размещение нестационарных торговых объектов и мэрией утверждены базовые типовые архитектурные решения нестационарных объектов в уличной торговле. При этом сама схема размещения таких объектов является гибкой и ежегодно корректируется в зависимости от предложений предпринимателей о включении в нее новых мест размещения. В части нелегальных торговых объектов на улицах Волгограда, то в последнее время наметилась тенденция к их снижению и такие торговые точки в городе практически отсутствуют.