Сбербанк в проекте «СберДанные» (занимается обработкой и анализом больших данных) исследовал рынок потребительского кредитования. Поскольку потребительский кредит в среднем полностью расходуется в течение 3 месяцев, сравнивали структуру и сумму расходов заемщиков по картам за 3 месяца до взятия кредита и 3 месяца после взятия кредита. Крупнейшей товарной категорией оказался ремонт — на связанные с ним покупки стройматериалов пришлось 14% всех расходов (или 22% «видимой части», то есть тех расходов, которые заемщик осуществил безналичным способом).



Очевидно, что доля ремонта много выше, по картам можно отследить только покупки товаров для ремонта, но не расходы на оплату труда рабочих. Учитывая, что материалы обычно составляют около половины стоимости ремонта, как минимум, в этой части заемщиков ремонт составил примерно 30% всех трат. На втором месте — покупка электроники, бытовой техники, мебели и одежды (18% видимых расходов). Эта категория часто идет в связке с ремонтом.

Популярность расходов на ремонт связывают с бумом ипотечного кредитования. По данным ЦБ РФ, за первое полугодие 2019 года объем выданных ипотечных кредитов в России составил 1,26 трлн рублей. За полгода банки заключили 575,5 тыс. ипотечных договоров. Средневзвешенная ставка по рублевым кредитам, выданным в июле, составила 10,28% годовых.



Российская специфика состоит в том, что в стране продаются не готовые к проживанию квартиры с дизайном и мебелью, как в Европе и США, а новостройки «в бетоне» или в лучшем случае «с муниципальным ремонтом», на вторичном рынке велика доля «убитых» квартир, требующих немедленного ремонта.

Статистика «СберДанных» не подтверждает широко распространенное мнение, что кредиты в основном берут на текущие расходы, напротив, чаще всего их тратят на ремонт и покупку товаров длительного пользования. Кроме того, в исследовании отмечается, что реальный срок погашения кредита оказывается существенно ниже контрактного. Пятнадцатилетние ипотечные кредиты в среднем гасятся за 7 лет, трехлетние потребительские кредиты — за 2 года.

Рост расходов россиян на ремонт подтверждают финансовые показатели торговых DIY-сетей. По итогам 2018 года выручка ООО «Леруа Мерлен Восток» (операционная структура сети Leroy Merlin в России) увеличилась на 21,7%, до 275,79 млрд рублей. Выручка ООО «Строительный торговый дом «Петрович» по итогам прошлого года составила 48,5 млрд рублей (рост на 30,8%). За год выручка ООО «Сделай своими руками» (сеть OBI) выросла на 7,3%, до 19,62 млрд рублей. Небольшое снижение выручки на 1,6%, до 31,97 млрд рублей, — у ООО «Касторама рус» (сеть Castorama).

О том, что сдерживает развитие DIY-розницы, читайте здесь