Shopping Index — индикатор, отражающий динамику посещаемости торговых центров и сетей на еженедельной основе. Если Shopping Index растет, это означает, что темпы прироста активности посетителей ТЦ превышают темпы прироста арендуемых площадей и наоборот.

В первом полугодии 2019 года Shopping Index, который считает компания Watcom, вырос в России на 2,2%. В Москве и Петербурге — чуть меньше, на 1% и 1,4% соответственно. Эксперты уверены — это хороший знак, мол, негативный тренд, который наблюдался последние 5 лет, по всей вероятности, сломлен. Как говорит Роман Скороходов, глава Watcom, несмотря на накопившуюся усталость, в первом полугодии отмечается стабилизация потребительских настроений. По его словам, люди стали больше ходить в торговые центры в поисках лучших предложений. «В России Shopping Index немного подрос за счет большого объема дисконтных предложений. Покупатели тратят больше времени на поиск выгодной сделки», — уточняет Роман Скороходов.



Год назад все было хуже: в Москве индекс упал на 5,32%, в Петербурге — почти на 1%. Тогда эксперты Watcom поясняли такое снижение тем, что сказывался рекордный ввод торговых площадей в 2014 году. «Торговых центров много, а денег у москвичей больше не стало. Кроме того, многие отовариваются в более дешевых форматах, часть покупателей делает покупки в Интернете», — отмечали в компании год назад. Еще раньше, в 2017 году, падение индекса в Москве эксперты оценили в 7,32%.

Негативный тренд покупательской активности возник в 2014 году. На его появление повлияли разные факторы: это и рекордный ввод коммерческих площадей, и неблагоприятный экономический фон, и политическая ситуация с Украиной. Так, на московском рынке торговой недвижимости тенденция к снижению Shopping Index начала проявляться в период проведения референдума в Крыму и первых заявлений о возможных санкциях, в среднем на 10 %, рассказывали эксперты Watcom, подводя итоги 2018 года. В Петербурге тенденция к снижению Shopping Index начала проявляться немного позже, чем в столице, — во второй половине марта 2014 года. Общее снижение показателей в Петербурге носило менее выраженный и более плавный характер, чем на рынке Москвы, — не более чем на 3%. В целом за 4 года, начиная с 2014-го, снижение Shopping Index составило в Москве 14,5%, в Петербурге — 5,4%.

В торговых центрах VEGAS ситуация отличается. Так, в VEGAS Кунцево мы наблюдаем стабильный высокий прирост посещаемости по отношению к аналогичным периодам прошлого года (+27%). Однако, нужно отметить, что речь идет об относительно новом торговом центре, который открылся в сентябре 2017 года. В VEGAS Крокус Сити посещаемость в 1 полугодии 2019 года примерно такая же, как и годом ранее. В VEGAS Каширское шоссе посещаемость снизилась на 9%, однако это может быть связано с проводимой реконцепцией объекта.


По Москве сложно оценить, так как наши объекты находятся в активной стадии реконцепции, и данные не являются релевантными. Поэтому оценивать общий тренд мы можем только на примере наших стабильных объектов в Петербурге.

В данном случае можем уверенно говорить о росте Shopping Index. Так, за первое полугодие 2019 его рост составил 2,9% по всем ТРК. Мы понимаем, что модель потребления меняется, появляется новое поколение покупателей, смещаются приоритеты, рынок вынужден на это реагировать. Одно из направлений, которое сейчас популярно и активно развивается – это гастрономические пространства. Так, в ТРК «Южный Полюс» год назад мы полностью пересмотрели фудкорт. А в ТРК «Сити Молл» мы пошли дальше и внедрили абсолютно новый формат гастрономического пространства, которое включает не только классический фудкорт, но и ранее не представленный в торговых комплексах Петербурга фуд-холл. Это не только новые операторы и новые концепты, это создание своей уникальной атмосферы. Сейчас это не просто пластиковые стулья и столы, а очень комфортная посадочная зона с дизайнерской мебелью. Это пространство, которое отвечает новым требованиям наших покупателей.

Ретейлеры также меняют свои магазины. Мы видим как операторы открывают новые форматы, пробуют новые ниши, обновляют существующие магазины. Очень быстро развивается омниканальность, когда упор делается на систему онлайн- и офлайн-инструментов, которые работают на одну цель – привлекают и удерживают покупателей. Мы видим, как аккуратно ретейлеры подходят к ценообразованию, на что очень чувствительно сейчас реагируют покупатели.

В московских торгово-развлекательных центрах группы компаний «Ташир» также наблюдается прирост траффика. Полагаем, такой рост может быть обусловлен обновлением наших объектов. Так, например, трафик ТРЦ «РИО» на Дмитровском шоссе благодаря новым открытиям и благоустройству комплекса всего за три месяца вырос более чем на 12%. Региональные торговые комплексы показывают рост траффика в среднем на 6,65%.