Несмотря на все сложности последних лет, россияне очень любят хорошо одеваться, следят за модой и брендами и ищут лучшее соотношение цены и качества.

Это создает благоприятные условия для развития рынка аутлетов. Думаю, что в ближайшие 5-8 лет, если экономические условия не изменятся кардинально, в России появится 20-25 новых аутлет-проектов.

Это абсолютно логично. Сейчас в России с населением 140 млн человек и десятками крупных городских агломераций работает только четыре крупных аутлета (после открытия в ноябре Fashion House Outlet Centre St Petersburg их будет уже пять). Это очень мало. Для сравнения: в Великобритании, где живут 55 млн человек, работает 46 аутлет-центров.

Даже из этой статистики видно, что потенциал рынка аутлетов в России огромен. Я думаю, в ближайшей перспективе возможно минимум удвоение сегмента.

Теперь о том, что тормозит развитие формата. Прежде всего недоверие игроков рынка и покупателей. Формат появился в России всего лет шесть назад. Многие участники рынка к нему еще не готовы. По нашему опыту, сложнее всего убедить арендаторов в целесообразности и эффективности концепции аутлет-центра. Но это поправимо. Постоянная информационная работа и успешный пример уже реализованных проектов делают свое дело. 

В нашем штате работают менеджеры с большим опытом. Они собирают аналитику в разных сегментах розничного бизнеса, изучают опросы и данные «тайных покупателей», а также сами проводят исследования, чтобы понять ожидания клиентов. Собранная ими информация помогает арендаторам оценить свою производительность в сравнении с другими магазинами той же категории и выбрать верную стратегию для повышения продаж. Среди таких KPI в том числе IPT (items per transaction, количество товаров в одной покупке), CR (уровень конверсии, количество посетителей, совершивших покупку, к общему количеству посетителей) и ATV (средний чек).

Дальнейшее динамичное расширение формата аутлетов будет возможно, только если операторы таких торговых комплексов будут тратить силы на обучение потенциальных арендаторов, объяснение им особенностей работы в аутлетах.

Также важным драйвером для развития сегмента становится фокус на роскошь. Российские покупатели тратят больше на одежду и аксессуары, чем западные, в том числе на вещи премиум-класса. Это растущий сегмент. А поскольку в текущих экономических условиях покупательная способность невысока, у аутлетов появляется масса преимуществ. Они будут активно развивать премиум-направление, чтобы привлечь новую аудиторию. Мы несколько лет назад открыли в Fashion House Outlet Centre Moscow «Красную ковровую дорожку» с премиум-брендами. Сегодня она полностью заполнена арендаторами.

Вторым драйвером развития аутлетов становится еда. Клиенты проводят в аутлете больше времени, чем в традиционном торговом центре, поэтому важно обеспечить там нормальную работу фуд-корта. Конечно, аутлет-центры не станут серьезным ресторанным направлением — это не их цель. Но предложение общепита, безусловно, стоит развивать.

На мой взгляд, перспективы есть и у девелоперов аутлетов, и у операторов, и у арендаторов. Нас бизнес-показатели работы в России радуют. В 2018 году продажи в Fashion House Outlet Centre Moscow выросли на 13,6%, посещаемость — на 6%, средние расходы покупателя — на 7%. При этом доля посетителей, совершающих покупки в торговом центре, возросла на 10% и достигла 78%. В первом квартале 2019 года рост продолжился: продажи увеличились на 20% по сравнению с тем же периодом 2018 года.

Это говорит о том, что посетители стали делать покупки чаще и тратить больше. Мы ждем, что произошедшее с 1 января 2019 года повышение НДС до 20% сделает аутлет-сектор еще более привлекательным для покупателей.

Интервью с Брендоном О`Рейли можно прочитать здесь.