Эксперты анализировали расходы жителей Москвы в границах МКАД и ближайшей агломерации. Результаты получились неутешительными: разрыв в расходах между самыми обеспеченными и самыми малоимущими москвичами колоссальный. Абсолютным лидером (109,9 тыс. рублей в месяц) по потребительским расходам стал Тверской кластер вдоль одноименной улицы. За пределами Садового кольца выделяются кластеры западного направления — Пресненский, Москва-Сити, Киевский и Фрунзенский, где в среднем на каждого жителя приходятся ежемесячные траты в размере 65-75 тыс. рублей. Свыше 60 тыс. рублей в месяц тратят жители Крылатского, Покровского-Стрешнева, а также районов юго-запада Москвы в пределах МКАД.

Единственное место за МКАД, где расходы оказались выше среднего, — инновационный центр Сколково и его окрестности.



Среди самых бедных районов столицы с низкими среднедушевыми расходами населения —Балашиха, Люберцы, Дзержинское, Видное и Мытищи — эти города формируют ближайший пояс столицы с внешней стороны МКАД. Города-спутники, примыкающие к Москве в восточной его части, сталкиваются с проблемами транспортной доступности, это также оказывает влияние на стоимость жилья — там сконцентрировано наиболее низкодоходное население. Самые «бедные» кластеры в старых границах города — Западное Бирюлево, Капотня и Очаково — значительно удаленные от станций метро территории с большим количеством промышленных предприятий и неблагоприятными экологическими характеристиками.

Суммарно жители Центрального кластера тратят в год 965 млрд рублей. Объем потребительских расходов Ленинского кластера на юго-западе столицы еще выше — 1,3 трлн рублей. Разница с расходами населения самого бедного — Зеленоградского — кластера, где тратят всего 126,4 млрд в год, составила 10,5 раза.

Модель распределения расходов, разработанная RRG, является функцией от нескольких параметров, где в качестве базовых выступают денежные доходы и расходы, взятые в Росстат.

По словам Вадима Каминского, директора департамента геомаркетинга и ГИС-анализа компании RRG, неоднородность населения города и социальная стратификация всегда вызывали неподдельный интерес у ретейлеров и девелоперов. «Понимание экономических характеристик населения позволяет правильно спозиционировать объект на рынке и оценить его эффективность», — уверен он. По его мнению, сегодня в столице наиболее привлекательными для открытия новых магазинов, объектов общепита и строительства торговых центров можно считать Центральный и Ленинский мегакластеры, ориентируясь на совокупный объем потребительских расходов и абстрагируясь от анализа конкурентного окружения.