С 2013 года российский рынок переживает третью волну открытий кофеен. В отличие от первых двух сегодня активно развиваются небольшие авторские сети кофеен и кофе-баров. Тем не менее рынок кофеен далек от насыщения, считают эксперты международной консалтинговой компании Knight Frank. По ее данным, сейчас в городах-миллионниках работает около 5 тыс. кофеен, при этом объем рынка составляет 130 млрд рублей, а потенциал с учетом потребительских возможностей — 1 трлн рублей, что в 7,6 раза больше текущей насыщенности рынка.

Третий пошел
К первой волне открытия кофеен относятся кафе, запущенные в период с 1998 по 2000-е годы. Самой быстрорастущей сетью «первого поколения» стала «Шоколадница», которая за пятилетний период (2008-2013 годы) увеличилась почти в 5 раз и вдобавок поглотила своего главного конкурента — «Кофе Хауз». Этот бренд, открывшийся в 1999 году, стремительно вырос за 9 лет до 190 точек. Сейчас общее число кофеен «Кофе Хауз» и «Шоколадницы» составляет 612 — это самая большая сеть кофеен в России, констатируют эксперты Knight Frank.

Открытия кофеен в России

Вторая волна развития сетевых кофеен началась в 2007 году с выходом в Россию крупнейшей мировой сети Starbucks. За 11 лет существования количество кофеен этой волны выросло с трех до 300.
В третью волну вошли такие кофейные заведения, как «Даблби», доросшая с четырех до 90 точек с 2012 года, и самая крупная сеть «кофе с собой» в России Coffee Like — достигла 400 точек с 2013 года, перечисляют эксперты.

Третью волну развития кофейных заведений отличает авторский подход к приготовлению напитков: сырье закупается самостоятельно, бариста тщательно составляют разнообразные миксы, совершенствуется технология обжарки, используются кофемашины последних моделей и т.д. Вместе с этим аналитики Knight Frank отмечают изменения и в поведении потребителя: если до 2013 года кофе почти всегда сопутствовал позициям из меню, то сейчас это самостоятельный или единственный продукт заказа. На покупательское поведение россиян повлияло стремительное развитие культуры кофейного напитка, рационализированное отношение к расходам на питание вне дома и увеличение предложений на рынке.

Наливай еще
Согласно данным Knight Frank, ежегодный прирост кофеен всех типов в России составляет в среднем 3%, кофеен типа «кофе навынос» — 7%. Этому способствует развитие культуры потребления кофейных напитков (рост спроса) и доступный вход на рынок (для открытия кофейни несетевого оператора формата навынос достаточно 500 тыс. рублей, полагают в Knight Frank).

Тренд подтверждают и данные исследования компании Business Planer: так, посещаемость традиционных кафе (кофейня с едой) в России снизилась на 11%, тогда как трафик в coffee-to-go — вырос на 23%. Это связано с более динамичным образом жизни, особенно для молодежной группы потребителей, и со снижением покупательских возможностей (чашка кофе с собой дешевле аналогичной позиции в кафе). 

Московский бленд
Потенциал рынка Москвы в компании оценивают более чем в 120 млрд рублей, что в 4 раза превосходит текущее значение. В своих оценках эксперты исходят из того, что в столице около половины экономически активного населения регулярно покупает кофе. При этом 25% совершают покупку ежедневно, половина — 1-2 раза в неделю, остальные — примерно раз в месяц. В среднем москвичи выпивают 41 л кофе в год. А в целом по России — 21 л. В то время как, например, в Финляндии и Швеции ее жители пьют ежегодно по 200 л кофе, в Германии — 180 л, в Норвегии — 150 л, в США — 100 л.




Сегодня в Москве насчитывается более 1 тыс. заведений, относящихся к формату кофейни или кофе-бара, и более половины из них работают в формате coffee-to-go, суммарно составляя около 5% от московского рынка общественного питания. В столице кофейни стремятся расположиться на центральных и пешеходных улицах города, в бизнес-центрах и торгово-развлекательных центрах, замечает Виктория Камлюк, директор направления стрит-ретейла Knight Frank. По ее словам, карта кофеен расширяется и благодаря программе «Моя улица», а также улучшающейся системе городского транспорта. «В перспективе 5 лет мы ожидаем прирост количества кофеен в столице минимум в 3 раза», — прогнозирует Виктория Камлюк.