Сервисы в торговых центрах — как Золушка в доме у мачехи. В уголках, которые они занимают, постоянно что-то стучит, шуршит и суетится. Работа кипит. Но… кошелек худой и платье бедное.

Нужны ли эти сервисы в ТЦ? Мой ответ — однозначно да. Хотя высокую арендную ставку такие арендаторы не потянут. Ну сколько сможет заработать, допустим, мини-ателье на подгонке женского платья? Максимум 1500 рублей за заказ. Хотя портной потратит на работу несколько часов. Тем не менее этот сервис в ТЦ необходим, ведь далеко не всегда купленное платье садится как влитое. А купить-то хочется…Золушка, ау!

Конечно, ателье с его оборудованием, шумом и примерочными не посадишь в торговой галерее рядом с федеральными брендами одежды. Не по статусу место. Но можно разместить этот сервис на цокольном этаже или в «мертвой зоне» торгового зала за небольшие деньги. А в галерее достаточно дать информацию о наличии в ТЦ такой услуги.

Какая ателье потребуется площадь? Думаю, до 50 м2. Сколько вы получите с него денег? Кошкины слезы. И, скорее всего, это будет не процент от товарооборота, а фиксированная ставка. Но посетитель будет доволен. Он проведет в вашем торговом центре дополнительное время, уйдет счастливым и наверняка захочет вернуться. А разве не это цель каждого молла?

То же самое с сервисом «Дом быта», где изготавливают ключи, чинят обувь и сумки, приводят в порядок бытовую технику и телефоны. Лучше всего таких мастеров на все руки сажать в небольших помещениях при выходе на парковку, в зоне супермаркета или в другой активной, но не премиальной локации. Эффективен и вариант размещения дома быта на островке, но при условии, что там будет «усеченный» спектр услуг. Те же набойки, например, подбить на острове не получится. Этот сервис будет создавать лишнюю суету и мешать другим покупателям. Сколько нужно места дому быта? Порой достаточно и 10 м2. Какую аренду он заплатит? Как обычный арендатор секций в торговом центре. Будут ли с ним проблемы? Главная проблема — эстетика. Обычно традиционное обиталище мастеров выглядит ужасно. И никто, увы, пока не удосужился сделать дизайн-проект удобного и эстетичного дома быта в торговом центре. А ведь классный типовой проект мог бы стать хорошей бизнес-идеей.

Отличный сервис для торгового центра — химчистка. Она обеспечивает лояльность посетителей. Задерживает их внимание. Есть две концепции размещения химчистки в торговых центрах: первая — это пункт приема вещей в чистку, вторая — это полноценная химчистка с производственными мощностями.
Первая может размещаться как в отдельном помещении, так и на острове. Обычно под нее требуется площадь от 25 м2 (в случае с киоском — 10-12 м2). Есть нюанс по дизайну такого острова — он должен быть обходным. Также придется предусмотреть место для складирования (развешивания) готовой продукции.

Вторая концепция — химчистка полного цикла, нуждается в электрических мощностях от 60 КВт и в помещении, которое соответствует техническим требованиям бизнеса. Будет пар, будет горячо и шумно. Не у всех торговых центров есть возможность посадить у себя химчистку. Обычно они появляются в зоне супермаркета. Хотя бывают успешные кейсы и в необычных локациях, например на втором этаже в торговом центре «Капитолий Беляево». В последнее время химчистки все чаще предоставляют и сервисы по ремонту обуви, чистке кожгалантереи и сумок. Бывают и прозрачные химчистки — с элементом шоу. Но это западный опыт, а не наш.

Сколько платит химчистка? Я изучала данный вопрос очень детально с одним из крупных собственников химчисток в Москве. Поэтому за данные ручаюсь: обычно арендный платеж, который химчистки готовы платить за этот сервис, — до 100 тыс. рублей в месяц. А держится такой бизнес на логистике и службе доставки.

Есть еще один модный и небольшой сервис, который хочется упомянуть: это услуга по замене батареек и ремешков на часах. Под нее выделяют маленькие островки в зоне супермаркета — до 6 м2. Там же обычно можно купить ремешок или дешевые часы. Тоже нужное дело.

Поэтому советую всем УК торговых центров приглядеться к этим Золушкам, относиться к ним с большим уважением и по возможности развивать — расширяя перечень сервисов. Покупатель дорожит своим временем. И будет благодарен вам, если вы поможете ему это время экономить. А время, как известно, — деньги. В данном случае это будут ваши обороты и прибыли.