Рынок ювелирных изделий является стагнирующим в России. То есть он не растет и не падает, поэтому рост продаж одного игрока должен быть компенсирован снижением у другого. При этом только около 50% рынка приходится на федеральных игроков. Мы ожидаем, что эта доля будет расти и, соответственно, будет увеличиваться выручка всех федеральных игроков, поскольку федеральные сети обладают более широким предложением, лучшим качеством изделий, более высоким уровнем сервиса и меньшими издержками из-за экономии на масштабе. Поэтому сейчас наилучшее время для небольших игроков переходить во франчайзинговые программы федеральных сетей. Данный продукт (франчайзинг) после пандемии пользуется у нас устойчивым спросом.

Как устроена сеть «585*Золотой»



Не могу сказать, что пандемия привнесла глобальные изменения в наш бизнес. Основные выводы, которые мы сделали по итогам коронавирусного года, — нужно меньше тратить и больше зарабатывать. Мы провели оптимизацию затрат, как и вся розничная отрасль. В первую очередь сокращали затраты на персонал (в большей степени офисный) и аренду. Трафик в торговых центрах снизился на 50%, поэтому снижение аренды с пониманием было встречено арендодателями, их помещения стали стоить дешевле из-за карантина. Сокращать затраты на маркетинг было невозможно, поскольку в условиях пандемии приводить людей в магазин стало гораздо труднее.

Чтобы выиграть конкуренцию у других федеральных игроков, мы уделяем в первую очередь внимание качеству изделий (нашему производству более 25 лет), качественному обслуживанию покупателей во всех каналах продаж и отбору в ассортимент самых модных и актуальных изделий. Также много времени мы уделяем изучению обратной связи не только от наших покупателей, но и от покупателей ювелирной продукции, которые по каким-то причинам не делают покупки в нашей сети. Это помогает нам становиться лучше и ближе к покупателям.

Перехода в онлайн в нашей индустрии мы особо не видим. Дело в том, что в большинстве своем люди хотят покупать золотые украшения, во-первых, после примерки, а во-вторых, в магазине, чтобы быть уверенными в качестве. Мы не считаем это барьером для развития. Если покупателю так удобнее и комфортнее — значит, надо ему дать то, что он хочет, а не убеждать его, что он не прав. Тем более у нас большая сеть ювелирных магазинов по всей России, и мы можем исполнить его желание.

Как «Бронницкий ювелир» запустил маркетплейс



Видим, что трафик в некоторых ТЦ, как я уже упоминал, упал на 50% и людей все сложнее вытаскивать из дома и из пригородных дач. Ювелирные магазины не являются «якорями» в ТЦ, которые существенно влияют на трафик в торговых центрах. Единственное, что мы можем сделать со своей стороны для роста трафика в торговых комплексах, — это более плотно работать со своими клиентами, увеличивая их частоту покупок, делая им персонифицированные предложения в нужное время.

Мы не наблюдаем снижения выручки нашей сети в условиях пандемии по сравнению с прошлым годом. В том числе помогают закрытые границы и спрос со стороны тех, кто остался в России вместо зарубежных поездок. Мы не отмечаем существенного изменения потребительского поведения, кроме того, что стало меньше «праздно гуляющего трафика по торговым центрам», теперь он более целевой. Люди приходят в ТЦ за конкретными покупками, а не просто погулять. Также не видим снижения спроса на ювелирные украшения. Выручка остается на уровнях до пандемии. Видимо, желание делать женщинам (все-таки более 90% наших украшений предназначены для женщин) дорогие подарки сохраняется даже в кризисы. Наше ощущение, что рынок ювелирных украшений будет жить и здравствовать, пока есть на свете женщины и мужчины, которые хотят завоевать женщин, которые им нравятся.

Если говорить про маркировку, до тех пор пока правила игры на рынке единые для всех — все находятся в одинаковых условиях и в этом нет большой проблемы. Но могу сказать, что вопрос маркировки не проработан и сыроват для внедрения в ближайшем будущем, на наш взгляд.

Топ-10 ювелирных сетей