Такая покупка — знак того, что крупнейшая российская транснациональная компания в отрасли информационных технологий серьёзно задумалась о выходе в fashion-ретейл. Как не странно, сегодня «Яндекс.Маркет» остается в статусе новичка в сфере продаж модной одежды. На этой площадке модные товары представлены по остаточному принципу и совсем в минимальном количестве. Например: брюки -19 моделей, свитеры - 40 моделей, блузки - 25, шорты - 10. Покупка KupiVIP – это первое окно в специфический мир моды. И главная ценность этого приобретения - это накопленное за 14 лет ноу-хау: известность, собственная база клиентов, связи с 3 тыс. поставщиками и экспертиза команды. Покупка позволяет «Яндексу» выйти на новый и весьма специфичный рынок и при этом не «изобретать велосипед» с нуля.

Напомню, что KupiVIP был самым амбициозным и ярким проектом на заре онлайн-бизнеса. Он стартовал в 2008 году. В то время конкурентов в России у KupiVIP практически не было, а бизнес-процессы в онлайн-торговле только формировались, и они часто «нащупывались» методом проб и ошибок. На эти пробы и ошибки KupiVIP получил инвестиции в размере немалой суммы $119 млн (около 9 млрд. рублей по текущему курсу) от многочисленных авторитетных инвесторов: Intel Capital, ЕБРР, Mangrove Capital Partners и др. 2008-2012 гг были временем горячего интереса венчурных инвесторов к интернет-первопроходцам.

KupiVIP стартовал как клубный формат: совершить покупку мог только зарегистрированный в системе покупатель, а сами продажи строилась на эффекте «уходящего поезда» – купи сейчас, завтра уже не будет. Такое предложение 10-15 лет назад было необычным, острым и инновационным. Но в дальнейшем под давлением быстро растущих маркетплейсов с открытой системой продаж - таких как Wildberries и Lamoda, - KupiVIP шаг за шагом начал терять свои лидерские позиции, и с первых строк рейтинга Forbes самых дорогих компаний Рунета он опустился на 19 место.
Согласно исследованию, Data Insight «Топ-100 интернет-магазинов 2020» годовой оборот компании в 2020 году составил 4,5 млрд рублей — это половина от суммы некогда полученных инвестиций. Правда данные, ООО «Приват Трейд» (юрлицо KupiVIP — Ред.) гораздо пессимистичнее, и согласно опубликованной отчетности, оборот за 2020 составил всего 1,19 млрд, а прибыль измеряется в негативных показателях.

Но тем не менее для Яндекс KupiVIP может оказаться отличным приобретением! Почему?

Во-первых, покупка совершена в тот момент, когда компания стоит гораздо меньше, чем суммарные затраты, вложенные в ее развитие (9 млрд рублей) При этом никто не отменяет компетенции KupiVIP. А значит, выгодно купив этот бизнес, «Яндекс» приобретает:

1. Бренд (известную торговую марку);
2. Инфраструктуру (включая склад в Подмосковье и 5 магазинов);
3. Команду опытных специалистов и накопленную за 14 лет fashion-экспертизу;
4. Обширную базу бренд-ориентированных клиентов.

Во-вторых, формат маркетплейса очень перспективен на модном рынке. Как показывает практика, категория fashion является одной из самых открытых к дистанционным продажам. Покупатели легко и с готовностью переключаются на дистанционные покупки одежды и обуви. Уже сегодня фактически каждая четвертая-пятая покупка одежды и обуви происходит в онлайн-канале, а в перспективе пяти лет прогнозируется, что доля онлайн-торговли вырастет в 2 раза и, перешагнув планку 50%, станет ведущим каналом продаж. Лидерами по объемам продаж остаются маркетплейсы. Доля этих крупных игроков составила ¾ рынка, а средний прирост объемов продаж через маркетплейсы в 2020 превысил 50%.

В-третьих, ниша KupiVIP - это fashion discounter. Она является одной из самых востребованных и быстрорастущих на российском и международных рынках. И в России в онлайне пока нет крупного аналога fashion discount, достигшего таких успехов как, например, американские gilt.com, theoutnet.com и др.

В общем, очень перспективное приобретение. С одной стороны, KupiVIP получает доступ к технологичной мощи и ресурсам «Яндекса» и может получить второе hitech-дыхание. С другой стороны, «Яндекс» открывает дверь к прямым продажам fashion, что в дальнейшем позволит ему двинуться в направлении конкуренции с уже существующими лидерами этого рынка.