В Петербурге радикально ужесточили требования к вывескам в январе 2017 года, когда городское правительство утвердило постановление №40 об эстетических регламентах объектов и элементов благоустройства. Документ запретил рекламные конструкции на крышах и указатели на козырьках. Максимальную высоту настенных вывесок ограничили 62 см, вывески в виде отдельных букв должны быть еще меньше, не более 55 см. Перечень разрешенных шрифтов для них жестко регламентирован и не учитывает особенности товарных знаков. Требования сделали одинаковыми для исторического центра и для спальных районов и пригородов, вне зависимости от размера зданий. В итоге то, что хорошо смотрится на фасаде небольшого магазина, совершенно теряется на стенах крупных ТЦ.

Вывески, у которых заканчивался срок действия разрешений, нужно было менять на новые, в несколько раз меньше прежних. Владельцы магазинов жаловались, что на фасаде их не видно, посетителей становится меньше, выручка падает.

Достучаться до градоначальника
Осенью 2017 года крупнейшие владельцы торговой недвижимости в городе — ХК «Адамант», Fort Group и «Галс-инвест девелопмент» — обратились к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой не лишать фасады и крыши торговых комплексов ставших неформатными вывесок и логотипов. По их подсчетам, замена вывесок на петербургских торговых центрах обойдется в 1 млрд рублей.
Корректировку эстетического регламента чиновники вынесли на общественное обсуждение во всех районах.

Но подготовленный проект поправок к постановлению №40 бизнес-сообщество разочаровал, более 95% предложений были отклонены. Для четырех центральных районов, а также пригородов правила решили не менять, небольшую уступку сделали лишь для спальных районов — в них высоту вывесок на объектах торговли разрешили увеличить до 80 см, для всех остальных — до 75 см. Но даже в таком усеченном виде документ подписан не был. В Петербурге до сих пор действует первая редакция документа от 2017 года.

Новую попытку договориться со Смольным ретейлеры и рестораторы предприняли после смены губернатора. Несколько торговых сетей и предприятий общественного питания, среди которых «О’Кей», «Максидом», «Магнит», «Буквоед», KFC, Burger king, обратились к врио губернатора Северной столицы Александру Беглову с просьбой пересмотреть эстетический регламент. Главный аргумент — потери бюджета, поскольку вывески нового формата незаметны, посещаемость и выручка торговых сетей и ресторанов упали на 30-40%, пропорционально сократятся и отчисления в казну.
Вопрос смягчения требований к вывескам поднимался и на последнем Общественном совете по малому бизнесу при губернаторе. По его итогам профильные комитеты Смольного получили поручение возобновить работу над поправками.

В Комитете по градостроительству и архитектуре (КГА) состоялось закрытое совещание, на котором с представителями торговых сетей и владельцами коммерческой недвижимости обсуждали, как лучше откорректировать эстетический регламент. Сегодня на сайте КГА разместили итоговый проект поправок, который чиновники готовы принять. Как пояснил MarketMedia главный художник КГА Алексей Моор, в итоговом проекте не только увеличен средний допустимый размер вывесок, но и предусмотрен отдельный порядок разработки проектов размещения вывесок для всего фасада здания. Это даст возможность значительно увеличить габариты вывесок, максимальный размер которых может составить 1,65 м, но не более одной пятнадцатой длины фасада. 

До конца недели к документу будут собирать предложения. Правда, как рассказали MarketMedia участники совещания, их предупредили, что если поправок будет слишком много, то придется заново запускать всю процедуру согласования, что затянет принятие документа как минимум на полгода.
«По факту нас ставят перед выбором: либо так, либо никак», — рассказал MarketMedia один из участников совещания.

«В городе продолжается демонтаж вывесок. Мы призываем к тому, что, пока не согласован документ, который устроит все стороны, прекратить пилить вывески и вернуться к вопросу о моратории. Важно, чтобы он был грамотно оформлен. Бизнес должен иметь гарантии, что их вывески не тронут, а чиновники — что надзорное ведомство не накажет их за незаконное бездействие», — говорит председатель комиссии по рекламе и информации Общественного совета при губернаторе Роман Шайхайдаров.

Столичный и региональный опыт
MarketMedia выяснил, какие требования к вывескам на магазинах и ресторанах есть в других российских городах. В отличие от Петербурга, в Москве новые правила вводили поэтапно. Реформа стартовала в 2013 году с исторического центра. Ее разбили на четыре этапа, начали с территории внутри Садового кольца. Последний этап стартовал весной 2017 года. В Москомархитектуре были разработаны типовые вывески, для которых никаких дополнительных согласований получать не нужно.

Для тех, что хочет разместить вывеску по индивидуальному проекту, создали подробную инструкцию. В частности, в ней сказано, что текстовая часть вывески не может быть длиннее 10 м и выше полуметра, а изображение бренда в ширину и высоту не может превышать 75 см. Выносные информационные конструкции не могут выступать от фасада здания более чем на метр и не могут быть расположены менее чем на 2,5 м над землей. Настенную конструкцию можно размещать на фризе козырька. Конструкции на крышах запрещены только на зданиях-памятниках и домах до 1952 года постройки. На более современных зданиях их ставить можно. Введен принцип соразмерности: чем выше здание, тем заметнее и больше может быть вывеска. Вывески высотой 80 см предназначены только для одно-двухэтажных домов, для 18-этажных домов вывески могут доходить до 6 м.

В Нижнем Новгороде размер крышных информационных конструкций привязали не к этажности, а к площади здания. Для комплексов от 2 тыс. до 5 тыс. м2 размер высоты букв на крыше может доходить до 2,5 м, от 5 тыс. до 15 тыс. м2 — до 3 м, свыше 15 тыс. м2 — не более 6 м.

В Казани конструкции на крышах запрещены только на жилых домах, на современных торговых центрах их устанавливать можно, но не более одной на все здание. Такая конструкция не должна быть длиннее одной второй фасада и выше 3 м. В отличие от Петербурга, в Казани разрешены информационные стелы, их можно ставить у крупных торговых и административных зданий, культурных и спортивных объектов площадью более 5 тыс. м2.

В Челябинске дизайн-код для центральных улиц начали применять с июня 2018 года для восьми главных улиц города и дороги в аэропорт, для остальной территории города он стал обязательным спустя год. В частности, дизайн-код запретил устанавливать вывески на заборах, на балконах и торцах жилых домов. На архитектурных памятниках нельзя размещать вывески с подложкой и крышные конструкции. На обычных зданиях вывеску на крыше ставить можно, по аналогии с Москвой ее высота должна быть пропорциональна количеству этажей (от 1,8 до 6 м).

В некоторых городах местные власти стали наводить порядок с аляповатой наружной рекламой и вывесками перед чемпионатом мира по футболу. Так, в Екатеринбурге о необходимости привести вывески к единому стандарту на туристических маршрутах заговорили за полтора года до ЧМ. Требования к вывескам привязали к году постройки. Администрация Екатеринбурга разделила здания на четыре категории: историческая архитектура (1723-1923 гг.), архитектура индустриализации (1924-1956 гг.), архитектура развитого социализма (1957-1990 гг.) и современная архитектура (с 1991 года). Самые строгие требования установили для исторических зданий, здесь можно вешать только вывески на фасаде. Зато для домов моложе 1956 года разрешены любые вывески (кроме лайтбоксов), в том числе и на крыше.

В Ростове-на-Дону местные предприниматели жаловались на массовые демонтажи вывесок по ночам, когда власти готовили город к приезду туристов на ЧМ.

В Новосибирске чиновники разработали дизайн-код для рекламы и вывесок только в 2019 году. Самый распространенный вариант размещения в столице Сибири — баннеры на фасаде запретили. А также конструкции с внешней подсветкой на фасаде. Как писали местные СМИ, кампания по демонтажу несогласованных вывесок вылилась в активное противодействие со стороны предпринимателей: чтобы избежать сноса и штрафов за самовольную установку, они массово начали закутывать вывески в черную пленку или закрывать тканью.

Последним из городов-миллионников правила для вывесок и рекламы утвердили в Омске. Здесь фасадная вывеска должна состоять из отдельных букв или на перфорированной основе. Не допускается размещение вывесок на коробах. По размеру вывеска не должна превышать 1 м, по ширине — в пределах площади, занимаемой организацией в здании. Замену вывесок, которые будут соответствовать новым требованиям, нужно закончить к 1 ноября 2019 года.