Сегодня все говорят, что у нас кризис, люди стали меньше тратить на одежду, обувь и все остальное, что связано с lifestyle. На самом деле люди как покупали, так и будут покупать. Да, конечно, кто-то стал покупать меньше, а кто-то просто изменил предпочтение по брендам.

В крупных городах в моде тренчи, плащи и спортивная одежда
Если анализировать покупки женщин в крупных городах, то изменения, конечно же, видны. Сместились акценты по категориям: больше всего покупали брючные костюмы, длинные пальто, пуховики и изделия из искусственного меха. Платьев стали меньше покупать, но стоит отметить, что они всегда остаются в потребительской корзине россиян, их покупают у нас гораздо больше в количественном эквиваленте, чем в Европе и США.

О том как падает спрос на женственную и сексуальную одежду читайте здесь.



У мужчин, проживающих в крупных городах, акцент сместился со строгой одежды на спортивную. Они практически перестали покупать костюмы-двойки и тройки. Покупают пиджаки, которые можно сочетать с другими вещами, и пальто. Стали очень много покупать тренчей и плащей. Эта категория вырвалась вперед.

И женщины, и мужчины в больших городах стали больше покупать спортивной обуви, потому что носят ее каждый день. Почему это происходит? Безусловно, это тренды, влияние. Восприятие себя, трендов разное, в зависимости от регионов.

Спортивная одежда на каждый день и не только
Очень много продается спортивной одежды, но двух типов. Первый тип — это одежда на каждый день в городе. И второй тип — это специальная экипировка. У жителей крупных городов появились такие хобби, о которых еще лет пять назад мы даже не знали. Сейчас процветает все, что связано с велосипедным спортом, бегом, лыжами, вейкбордингом.

Много спортивной одежды продается еще и потому, что люди стали больше путешествовать, живут в движении, и им нужна удобная понятная одежда.

Меньше стали покупать кожаных курток, одежды из натурального меха. Конечно, не во всех крупных городах, так как есть такие регионы, в которых без одежды из натурального меха выжить просто невозможно.

Если вы в своем магазине продаете одежду для велосипедистов, то вам надо подумать о том, что покупатель, возможно, захочет положить в свою корзину измеритель километража и какие-то другие вещи. Это теперь воспринимается покупателем как единое целое.



Обувь с утеплением тоже стали покупать меньше. Это происходит потому, что мы практически не бываем долго на улице. Мы либо в собственной машине, либо в каршеринге, либо в такси, метро или помещении. У нас в большом городе практически не бывает такого, что мы можем сильно замерзнуть. А если мы планируем провести какое-то время на улице, то мы либо в лыжной экипировке, либо в одежде для бега и так далее.

При этом надо помнить, что, приобретая спортивную одежду, покупатель хочет найти еще и гаджеты. То есть если вы в своем магазине продаете одежду для велосипедистов, то вам надо подумать о том, что покупатель, возможно, захочет положить в свою корзину измеритель километража и какие-то другие вещи. Это теперь воспринимается покупателем как единое целое.

Женщины стали меньше покупать обувь на каблуках, а мужчины — рубашки. Помните, когда изменился образ свободного человека. Он теперь в татуировках. И это тоже влияет на нас. Если раньше считалось, что успешный человек должен быть в костюме, то теперь говорят, что все в костюмах работают на парня в футболке. Примерно так и происходит.

Мужчины и косметика
Есть очень интересные всплески в других категориях. Например, стало гораздо больше продаваться как мужской, так и женской косметики, мужского парфюма, средств для ухода за волосами, в том числе потому, что стало больше мужчин, отращивающих бороды.  

Почему больше косметики стали покупать женщины? Причина очень простая — стало очень много агендерной одежды. Сегодня можно встретить и мужчин, и женщин, одетых в джинсы, кроссовки и пиджак. Поэтому надо свою гендерную идентичность подчеркивать, и сегодня в тренде очень яркий и чрезмерный макияж. Продается много косметики, чтобы женщины не чувствовали себя незамеченными. И этот факт будет и в будущем влиять на формирование покупательской корзины.

А что в регионах
Женщины в регионах покупают натуральный мех. Это происходит по двум причинам. Где-то погодные условия не позволяют без него обойтись, а где-то это демонстрация престижа. Но самое интересное — основная масса этих шуб куплена в кредит.



Женщины покупают пуховики, но их предпочтения отличаются от запросов по пуховикам женщин из больших городов. Костюмы-двойки они тоже покупают, но предпочитают с юбкой, а не брюками. Покупают кожаные куртки и обувь на каблуках.

И в крупных городах, и в регионах мужчины стали чаще покупать цветную одежду. То есть им теперь необязательно одеваться в черненькое и серенькое. Женщины в больших городах стали чаще покупать шляпы и стильные аксессуары.



Если говорить о мужчинах, то они еще больше стали покупать спортивной одежды, чаще каких-то нейтральных цветов. В этом они похожи с мужчинами в больших городах, но их выбор менее разнообразен по цвету и фасону. Спортивную одежду носят как повседневную, но она другая.  

И в крупных городах, и в регионах мужчины стали чаще покупать цветную одежду. То есть им теперь необязательно одеваться в черненькое и серенькое. Женщины в больших городах стали чаще покупать шляпы и стильные аксессуары.

Трендсеттеры и микроблогеры
60% жителей Земли — это покупатели базовых вещей, и в fashion в том числе. Многие из-за материального положения покупают недорогие универсальные вещи.

Следующая категория покупателей — это те, кто предпочитает быстрые тренды. Например, это покупатели Zara, например. То есть это люди, которые хотят то, что видят на подиуме, но не готовы много тратить на одежду.



Следующий пласт — это трендсеттеры и медиаперсоны. Это люди, которые в большей степени транслируют бренды, магазины или что-то еще.

Мы снова возвращаемся к тому, что трендсеттеры становятся брендами, производителями и агентами разных ретейлеров.



Но сейчас происходит еще один очень интересный момент. Трендсеттеры сами становятся брендами. Именно поэтому появилось такое большое количество коллабораций с блогерами. И любой крупный ретейлер может себе это позволить.

Как бьюти-блогеры влияют на продажи читайте здесь.



И последняя когорта — люди, которые эти тренды придумывают. Их становится больше, и они все разного масштаба. Это микроблогеры.  

Многие покупатели делают выбор в сторону продавца и бренда по совету лидеров мнений. То есть мы снова возвращаемся к тому, что трендсеттеры становятся брендами, производителями и агентами разных ретейлеров.

Кардашьян как образец для подражания
Ким Кардашьян — это не просто бренд, а уже некая история. И если посмотреть по количеству подписчиков в Instagram, то это самый крупный бренд в мире. У нее очень гениальная мама, которая создала каждому своему ребенку целый пул целевой аудитории, и поэтому ее дети продают товары высокими темпами. Они за полгода объявляют о какой-то коллаборации, потом за 2 минуты после старта продаж на миллиарды долларов продаются товары по всему миру. Я к тому, что, если вы большой хороший магазин и хотите развиваться, то выращивайте свою «Кардашьян», и потихоньку через этого человека вы будете продавать все.



И еще один тренд, о котором я хотела рассказать. Люди и в регионах, и в крупных городах стали испытывать меньше лояльности к тем магазинам, в которых постоянно идут скидки. То есть ценность начинает иметь значение по одной простой причине: сегодня доступно все, и нет ни одной категории, в которой нет конкуренции, каждый покупатель может получить тысячу предложений одного и того же товара. То есть людей стало интересовать: чем этот товар отличается от другого, и чем это будет ценно для меня.  

Всем, конечно, хочется в сегмент люкс. Но туда очень долгая дорога. История бренда Chanel, например, насчитывает больше 100 лет.



Давайте посмотрим, сколько стоит рынок по разным сегментам. То есть сколько будет стоить корзина одного потребителя, если он остается в одной точке продаж. В низком ценовом сегменте, при условии что потребитель будет постоянно покупать один и тот же бренд, то в год он принесет ему 12 780 рублей. Если это низкий сегмент, но быстрые тренды, то в год он потратит 25 530 рублей.

В ценовых сегментах средний и средний плюс уже совершенно другие цифры — они вырастают в 3 раза, получается 97 тыс. рублей. В люксе каждый клиент такому ретейлеру может принести 340 тыс. рублей в год.

Если говорить о спортивной одежде, то в этой нише годовая корзина составляет 39 тыс. рублей.

Всем, конечно, хочется в сегмент люкс. Но туда очень долгая дорога. История бренда Chanel, например, насчитывает больше 100 лет.

По материалам выступления на New Retail Forum 2019