Что полезного прошлый год привнёс в деловую среду - явно проявился тренд на честность и порядочность в отношениях.

Возможно, благодаря пандемии, многие бизнесы осознали, что приукрашиванием действительности и действиями лишь в своих интересах невозможно помочь в ситуации, когда кризис касается всех. Можно обещать и не выполнять обещания – но в итоге оказывается, что выживать можно только, создавая максимально продуктивные цепочки поставок. А что может быть продуктивнее доверительных отношений, честного поведения и правды?

Не то чтобы все вдруг испытали муки совести и решили «пересесть на правду». 


Нет. Просто прямое, открытое и уважительное друг к другу поведение оказалось продуктивнее в условиях, когда любая перспектива сомнительна, а любое долгосрочное обещание — обременительно потому как вряд ли будет правдивым. Неопределенность буквально вынудила бизнес стать честнее. Даже московский.

На фоне стремления к открытости и правде (ведь завтрашняя правда вероятнее всего будет хуже сегодняшней), те, кто руководствуется «предыдущими» принципами, щедро обещая в надежде на девальвацию данного слова (все так быстро растём, что как-нибудь, но исполним) — начинают выглядеть просто дико. Почему же так произошло?

Этому способствует не только появление на рынке правдорубов. В связи с замедлением темпа жизни у многих просто появилось время забежать за яркий слоган, заглянуть под обёртку и разобраться — что же, собственно, компания мне предлагает. Прочитать текст под «звёздочкой». Разобраться с финансовыми манипуляциями фейкономистов. Соскрести общие слова. Да еще и падающие доходы вынуждают закапываться глубже в выбор…

Когда ты едешь на большой скорости, отличить реальное от бутафорского очень сложно. 


Но чем сильнее ты замедляешься, тем больше деталей бросается в глаза. Ровно то же самое произошло и с бизнесом, и с потребителями. И те компании, что трезво оценили замедление, начали понимать, что сейчас для принятия решения в их пользу беглого взгляда недостаточно. И правда, честность и открытость становятся для них не проявлением совестливого подхода, а инструментом выживания в новой среде. И к той узкой прослойке всегда существующих на рынке игроков, которым просто стыдно делать плохо и обманывать, добавились еще и те, кто вынужденно пришел к честности в поисках инструментов выживания во время пандемического спада.

И не важно, руководствуясь внутренним позывом или под давлением рынка компании становятся искреннее с сотрудниками и потребителями. Важно, что этот процесс набирает обороты. И тот факт, что 2021 год не будет проще 2020-го, только увеличивает шансы на исход, при котором говорящие правду компании из рыночных изгоев превратятся в рыночный стандарт. Потому как врать и обманывать становится всё дороже и дороже.