По состоянию на сентябрь в России, по данным Data Insight, работало более 30 тыс. пунктов выдачи заказов (ПВЗ). «Среди интернет-магазинов в этом году активно развивали свои сети Ozon и Wildberries, среди логистических компаний — PickPoint и Boxberry. Однако из-за бурного развития игроков данные о количестве ПВЗ быстро устаревают», — уточнила старший аналитик Data Insight по направлению «Логистика» Наталия Крупенина (компания делала анализ по данным 27 интернет-магазинов и логистических компаний).
ПВЗ бывают нескольких видов: постаматы (автоматизированные пункты) и неавтоматизированные, в которых есть работники, они и выдают товары. Аналитики насчитали более 10 тыс. постаматов в России. Количество пунктов выдачи, в которых работают люди, превысило уже 20 тыс. В свою очередь есть те, где предусмотрены примерочные и где их нет. Однако ПВЗ с примерочными занимают небольшую долю, так как нужны только интернет-игрокам, продающим одежду и обувь.
Великолепная семерка
MarketMedia составил семерку лидеров среди компаний, развивающих сети ПВЗ по общему числу точек. Первое место в ней заняла Lamoda, ее сеть насчитывает более 14,3 тыс. пунктов. Из них только 300 принадлежат самой онлайн-платформе - это пункты выдачи товаров с примерочными и один постамат, работа которого сейчас тестируется в столичном БЦ «Москва Сити». До конца 2019 года Lamoda планирует расширить всю сеть до 15 тыс. ПВЗ.
Для сравнения: у лидера рынка e-commerce по выручке, компании Wildberries, сеть насчитывает 5,5 тыс. ПВЗ в пяти странах (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения), в России — 5 тыс. При этом все они собственные (партнерских точек нет) с администратором и примерочными. В планах компании в течение года-двух довести число точек до 15-20 тыс. Кроме того, игрок намерен экспериментировать с форматом и создать круглосуточный пункт выдачи.
Лидером по числу собственной сети автоматизированных пунктов выдачи является интернет-магазин Ozon, у него 4511 постаматов, а всего в сети 10 605 пунктов выдачи (Обновление: 17.10.2019, 14:00. Спустя двое суток после выхода материала пресс-служба Ozon скорректировала общее число ПВЗ. - Ред.), из них только 391 с примерочными. Более 50% автоматизированных точек Ozon установлены в сетевых магазинах формата «рядом с домом», бизнес-центрах, торговых центрах.
До конца этого года Ozon планирует нарастить собственную сеть постаматов более чем до 7 тыс. точек и примерно до 9 тыс. — с учетом партнерской. «Постаматы — тот самый канал доставки, который можно быстро масштабировать. Установить постамат и подключить его к торговой витрине можно за 3-5 дней, для установки постамата нужно всего 1,5 м2 и розетка», — отмечается в сообщении Ozon.
В DPD Pickup на вопрос о планах развития сети Ирина Зильберберг, начальник управления партнерской сети Pickup DPD в России, ответила, что «компания и так одна из самых крупных на рынке, поэтому пока точек достаточно». Речь идет о 3418 ПВЗ.
Сеть пунктов выдачи Boxberry, занимающая 6-е место, насчитывает 3313 ПВЗ. Это общее число собственных и партнерских пунктов, есть среди них и пункты с примерочными, однако в компании сообщили, что не раскрывают статистику по видам точек. В планах на конец 2019 года довести сеть до 3340 отделений, однако фактически прирост может быть больше. К концу 2020 года сеть Boxberry вырастет до 5,5 тыс. точек.
У крупнейшего мирового маркетплейса AliExpress в России собственной сети ПВЗ нет, китайская компания пользуется услугами партнеров — это PickPoint и Pickup DPD. В настоящее время партнерская сеть пунктов выдачи заказов у AliExpress насчитывает более 8,5 тыс. точек (без учета отделений «Почты России»).
Топ-7 компаний в России по числу пунктов выдачи онлайн-заказов
1. Lamoda
Lamoda как интернет-магазин создана в 2011 году. В настоящее время это одна из крупнейших в России онлайн-платформ по продаже товаров, связанных с модой и образом жизни. На ней представлено более 6-ти миллионов товаров от 3-х тысяч мировых и российских брендов. В компании работает около 6000 человек, включая сотрудников Центрального офиса Lamoda Group в Москве (Lamoda Home), офисов в Минске, Киеве и Алматы, распределительного центра в Быково и трех контакт-центров — в Волгограде, Житомире и Чернигове. С 2014 года входит в состав публичной Global Fashion Group. На сентябрь 2019 года у компании 14301 пункт выдачи заказов, из них только 301 точка собственные, остальные партнерские.
В июне Lamoda Group заключила соглашение о партнерстве с X5 Retail Group, в рамках которого откроет ПВЗ в супермаркетах «Пятерочка», и подписала меморандум о намерениях с «Почтой России», в рамках которого крупнейший онлайн-ретейлер и национальный оператор почтовой сети намереваются в течение 5 лет создать в Московской области крупнейший в Европе распределительный центр для обслуживания отправлений fashion & lifestyle: одежды, обуви, аксессуаров и товаров для оформления интерьеров.
В декабре 2017 года Lamoda купила сеть пунктов самовывоза с возможностью примерки Pick-up.ru у ее сооснователя Сергея Куценко, экс-гендиректора «Модного континента» (магазины Incity). В сделку вошло 56 точек в спальных районах Москвы и Петербурга.
Выручка Lamoda в 2018 году снизилась на 4,7%, до 376,4 млн евро. При этом в 2017 году компания показывала рост этого показателя на 18,6% и 29,5% в рублях и евро соответственно. В то же время стоимость проданных на площадке товаров с учетом платной доставки выросла на 1% в евро, до 467 млн евро. Число активных пользователей выросло на 7%, до 2,7 млн.
2. Ozon
Интернет-компания OZON основана в 1998 году. Она занимает 4-е место по обороту в рейтинге E-Commerce Index TOP-100 по итогам 2018 года. Входит в список самых дорогих компаний Рунета по версии российского Forbes (по итогам 2018 года).
В настоящее время на интернет-площадке OZON представлено более 1,5 млн товаров в 24 категориях. Сеть доставки OZON насчитывает более 10 тыс. пунктов выдачи заказов, из них более 4500 — собственная сеть постаматов. На конец 2018 года компания оперировала примерно 100 тыс. м2 фулфилмент-инфраструктуры, включая флагманскую фулфилмент-фабрику в Тверской области и региональные фулфилмент- и сортировочные центры. В 2018 году оборот от продаж Ozon.ru составил 42,5 млрд рублей с учетом НДС (+73% год к году).
3. PickPoint
Компания PickPoint открыла первый постамат в России в ноябре 2010 года в Москве. В настоящее время сеть PickPoint насчитывает 8883 постамата и пунктов выдачи заказов более чем в 540 городах и населенных пунктах России. К сети подключено более 10000 интернет-магазинов. Среди эксклюзивных партнеров PickPoint сети магазинов Westfalika, салоны «МегаФон», «Ситилинк», «Мультифото», а также отделения «Ростелеком», BoxBerry, Pick-UP.ru, QIWI Box, «Халва», 5Post и другие.
В активной базе PickPoint работает 2302 пункта выдачи заказов. Остальные подключены к системе и в высокий сезон PickPoint активирует дополнительные пункты выдачи заказов, что позволяет планомерно распределять отправления и не допускать перегрузки сети. Пользовательская база PickPoint насчитывает 8,4 млн человек.
4. AliExpress
AliExpress (входит в китайскую Alibaba Group) начал работать в России в 2016 году. По данным INFOline, более 90% покупок на российской платформе AliExpress доставляются из Китая. В 2018 году число активных покупателей из России на AliExpress составило около 20 млн пользователей, а объем выручки, по данным АКИТ, составил 212 млрд рублей.
В России у компании насчитывается более 8500 партнерских автоматизированных точек заказов (без учета отделений «Почты России»). Кроме AliExpress, Alibaba Group также развивает в России бренд Tmall, который специализируется на продаже товаров самых известных международных марок. В России партнерами и акционерами компании являются Alibaba Group, Mail.ru, «МегаФон», Российский фонд прямых инвестиций.
5. Wildberries
Wildberries — крупнейший по выручке онлайн-ретейлер России, работающий на рынке с 2004 года. Компания представлена кроме России еще в четырех странах, это Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения. Оборот Wildberries в 2018 году вырос на 72% и достиг 118,7 млрд рублей, за 9 месяцев 2019 года — на 84%, до 140 млрд рублей. Ежедневно на Wildberries оформляется около 500 тыс. заказов. Собственная сеть ПВЗ насчитывает 5500 точек в пяти странах, из них в России - 5000.
Ассортимент Wildberries насчитывает свыше 3 млн товаров от 25 тыс. российских и зарубежных брендов: одежда и обувь, аксессуары, бьюти-товары, детские товары, техника и электроника, товары для дома, ювелирные украшения, продукты питания, книги и многое другое. Около 40% товаров произведены в России. Компания занимает 4-е место в рейтинге Forbes «Топ-20 самых дорогих компаний Рунета».
6. Pickup DPD
DPD в России входит в состав DPD group, второй по величине сети доставки посылок в Европе, принадлежащей международному холдингу GeoPost. Российская инфраструктура DPD включает более 150 логистических терминалов (хабов). Пункты выдачи Pickup работают во всех странах ЕАЭС: ежедневно по собственной сети компании перевозятся десятки тысяч посылок. Доставка доступна в 26 тыс. населенных пунктов России, Казахстана, Беларуси, Киргизии, Армении, а также в 220 странах мира. В России сеть ПВЗ насчитывала на сентябрь 2019 года 3418 точек, из них 2380 - с примерочными.
7. Boxberry
Boxberry основана в 2010 году как структурное подразделение группы компаний «Урал-Пресс». «Урал-Пресс» создана в 1992 году, и сегодня работает в нескольких направлениях бизнеса, все они связаны с доставкой различных товаров по России. Первоначально Boxberry выполняла лишь доставку по России в пункты выдачи, но с 2013 года компания подключила также услугу курьерской доставки, которая сегодня работает уже в 1,3 тыс. городах. Сеть ПВЗ насчитывает 3313 точек, из них 2735 отделений принимают бесплатные международные возвраты в британский интернет-магазин Asos.