Объем рынка срезанных цветов в 2018 году в России вырос на 10,3% к 2017 году и составил 1,7 млрд штук, в стоимостном выражении — на 13,4%, до 160,6 млрд рублей, подсчитал BusinesStat. По прогнозу агентства, в 2019 году его объем вырастет на 5,4%, до 1,8 млрд штук.
Рынок растет, но темпы снижаются
После падения продаж свежесрезанных цветов в 2015-2016 годах (из-за сокращения поставок цветов из-за рубежа), рынок в 2017 году восстановился, однако его темпы роста замедлились, и эта тенденция будет продолжаться в ближайшие несколько лет. Так, если ранее рынок рос на 10-15% ежегодно, то в последующие 5 лет ежегодные темпы роста будут падать: в 2019 году рынок вырастет на 5,4%, а в 2023 году — всего лишь на 1,1% к уровню 2022 года и достигнет 1,9 млрд штук. Рынок будет расти как за счет импорта, так и за счет увеличения производства российских производителей цветов. Крупнейшими среди них являются АО «Агрокомбинат «Южный» (Карачаево-Черкесия), ООО «Юг-Агро» (Краснодар), ООО «ТК-Подосинки» (Московская область), АО «Новая Голландия» (Ленинградская область), АО «Мир цветов» (Республика Мордовия).
Рейтинг праздников по объему продаж для цветочного онлайн-бизнеса выглядит так: Международный женский день, День святого Валентина, День матери, Новый год и День знаний.
Однако, по ощущениям совладельца петербургской сети «Цветоптторг» (около 70 точек с учетом партнерских) Михаила Шварцмана, объем рынка ни в деньгах, ни в натуральном выражении не растет, но и не падает, а держится на одном уровне. «За последний год никаких кардинальных изменений на рынке не произошло. Многие физические сети занимаются развитием онлайн-торговли. Мы сейчас тоже активно идем в Интернет, хотим продавать цветы для покупателей с разным уровнем дохода», — отметил Михаил Шварцман.
По данным аналитиков платежного сервиса CloudPayments, рейтинг праздников по объему продаж для цветочного онлайн-бизнеса выглядит так: Международный женский день, День святого Валентина, День матери, Новый год и День знаний. Например, продажи на 8 марта и 14 февраля выше среднего дневного оборота в 20 и 12 раз.
«Средний чек на 1 сентября ниже среднего чека на такие праздники, как 8 Марта, 14 февраля и Новый год. Удивительно, но лидером по среднему чеку является Новый год — 3854 рубля. За 2-3 дня перед Днем всех влюбленных и 8 Марта средний чек делает скачок вверх в 1,5 раза, но ближе к самому празднику начинает снижаться. От 3900 до 3100 рублей в среднем. Возможно, это связано с тем, что в сам праздничный день магазины устраивают скидки и распродажи», — отмечают в CloudPayments.
Рынок принадлежит малому бизнесу
В настоящее время в Москве, по данным 2GIS, работает более 5 тыс. розничных компаний, торгующих цветами (без учета федеральных продуктовых сетей и садовых центров типа OBI), в Петербурге — около 2 тыс.
Если анализировать розничных игроков, то на рынке доминируют киоски и салоны no name с вывесками «Цветы», «Цветы 24», «Цветы и подарки». Большая часть таких салонов оформлена как ИП, и у многих таких предпринимателей по 5-10 цветочных ларьков в разных районах города. Для рынка характерно дробление бизнеса на несколько юрлиц.
Для цветочной розницы характерны быстрые сроки доставки — 2-3 часа с момента заказа букета.
Крупнейшей специализированной цветочной сетью в двух столицах является петербургский «Цветовик», насчитывающий 127 салонов. Оборот сети в 2017 году (данных за 2018 год еще нет) с учетом онлайн-продаж превысил 100 млн рублей, по данным «Контур.Фокус». Для сравнения: московская сеть цветочных супермаркетов «Цветочный ряд», насчитывающая 75 салонов (12 тыс. м2 торговых площадей) с учетом партнерских, по собственным данным, имеет оборот более 2 млрд рублей. И, кстати, тоже работает как ИП. У этой сети торговая площадь одного магазина в 5-10 раз больше, чем у традиционных цветочных киосков и салонов.
Впрочем, по оценке BusinesStat, топ-3 крупнейших розничных компаний по выручке выглядит следующим образом: ООО «ФЛ — Сервис» (Новосибирск, оборот, по данным «Контур.Фокус», в 2017 году — 520 млн рублей), ООО «Цветочный город» (Москва, 328 млн рублей) и ООО «Среди цветов — Воронеж» (292,4 млн рублей).
Основной владелец ООО «Цветочный город» Кирилл Русских владеет 16 компаниями, основной вид деятельности большинства из них — это оптовая и розничная торговля цветами. Суммарная выручка этих компаний — почти 4 млрд рублей. Среди активов Кирилла Русских несколько цветочных сетей, работающих под разными брендами, — «Мосцветторг», «Магазин букетов», интернет-магазины Cheap Flowers, «Цветы Души».
Цветочная розница, так же как и другие сегменты торговли, трансформируется. Многие сетевые игроки уже не открывают новые точки продаж, а активно развивают интернет-доставку, предлагают дополнительные сервисы и услуги, например кофе с собой, как петербургская сеть «ЦветыОптРозница» (в Петербурге работает две сети с одинаковым названием, но разным написанием), открывают на базе своих салонов пункты выдачи букетов, заказанных в Интернете. Кстати, для цветочной розницы характерны быстрые сроки доставки — 2-3 часа с момента заказа букета.
Беларусь — это не только креветки, но и цветы
Импорт цветов сейчас переживает ту же ситуацию, что и импорт продуктов питания после введения Россией продовольственного эмбарго. В 2016-2017 годах прилавки российских сетей заполонили замороженные «белорусские» креветки и «белорусские» яблоки, причем таких сортов, которые в этой стране не растут. Сегодня значительная часть импортных свежесрезанных цветов проделывает свой путь в Россию через Беларусь. По данным BusinesStat, в 2018 году основным поставщиком срезанных цветов на российский рынок стала Беларусь, на ее долю пришлось 49,5% импорта продукции. В натуральном выражении из этой страны в прошлом году было поставлено в Россию 683,2 млн штук срезанных цветов, что превысило значение 2014 года в 122,6 раза.
«Поставки цветов из Беларуси на российский рынок представляют собой преимущественно реэкспорт, часто под видом белорусской продукции ввозится продукция из других стран», — отмечают в BusinesStat. В денежном выражении белорусский импорт в 2018 году увеличился в 12,5 раза (к уровню 2015 года) и составил $40,8 млн. Второе и третье места по объему импорта в 2018 году заняли Эквадор и Италия с показателями 15,5 и 9,2% импорта соответственно.
Из Беларуси идет скрытый импорт, в законодательстве этой страны есть пробелы, этим и пользуются импортеры.
По словам одного из цветочных ретейлеров, из Беларуси идет скрытый импорт, в законодательстве этой страны есть пробелы, этим и пользуются импортеры. Но на российском рынке по-прежнему доминируют свежесрезанные цветы из Эквадора, Колумбии и Нидерландов.
В 2019-2023 годах, по прогнозам BusinesStat, импортные поставки срезанных цветов в Россию будут расти на 0,5-4,4% в год и достигнут к концу периода 1,53 млрд штук.
Напомним, что в 2015-2016 годах российский розничный рынок цветов сжался из-за сокращения поставок продукции из-за рубежа. В конце июля 2015 года Россельхознадзор объявил о полном временном ограничении на импорт цветов из Нидерландов, ссылаясь на наличие карантинных организмов. А с 1 января 2016 года вступило в действие эмбарго на поставки свежих гвоздик из Турции (в 2017 году импорт возобновился). Существенно снизили поставки на российский рынок и другие крупные поставщики цветов — Эквадор и Колумбия.
Топ-10 цветочных сетей Москвы и Петербурга
1. «Цветовик». Петербургская сеть салонов «Цветовик» создана в мае 2013 года Валерием Улаевым, с мая 2019 года она принадлежит Екатерине Кулаковой. В настоящее время у компании 127 салонов в Петербурге и Москве. Выручка ООО «Цветовик» в 2017 году (данных за 2018 год еще нет) составила 46,1 млн рублей (в 2016 году — 39,2 млн рублей), чистая прибыль — 1,7 млн рублей, по данным «Контур.Фокус».Оператор онлайн-продаж сети «Цветовик» — ООО «Лидер». Оно основано в июне 2015 года Арманом Мстоевым, но в мае этого года владельцем компании стала Кармен Никогосян. Выручка ООО в 2017 году снизилась по сравнению с 2016 годом с 70,4 млн до 50,1 млн рублей, чистая прибыль сократилась незначительно — с 4,9 млн до 4,6 млн рублей.
Однако вполне вероятно, что смена учредителя была техническом шагом и за онлайн-бизнесом по-прежнему стоит Арман Мстоев. Он является учредителем еще 14 компаний, основной вид деятельности которых — торговля цветами и сдача в аренду недвижимости. Суммарная выручка этих юрлиц — 451 млн рублей.
По всей видимости, Арман Мстоев развивает и цветочную сеть салонов «Фантазия» (находится в рейтинге на четвертой строчке). Товарные знаки «Фантазия» и «Цветовик» оформлены на петербургское ООО «Флора», созданное в апреле 2014 года Арманом Мстоевым. В базе ФНС Арман Мстоев занесен в особый реестр «массовые учредители».
2. «Магазин букетов». Сеть имеет 93 салона в Москве, бизнес оформлен как ИП Жилоков Алексей Жирасланович.
3. «Цветоптторг». Это одна из старейших сетей в Петербурге (на рынке с 1998 года), ее основал Михаил Шварцман. Сеть насчитывает 69 салонов в Петербурге и Ленобласти. Из них 52 собственных и 17 дилерских. В настоящее время операционным бизнесом занимается ООО «Дизайн-Карго» (преемник ООО «Цветоптторг»), принадлежащее Роману и Михаилу Шварцманам (отец и сын) и Алексею Захаренко.
Компания занимается также оптовой торговлей цветами, импортом и продажей израильской бытовой химии под брендом SANO (средства для дома и промышленных предприятий, для стирки и гигиены, бумажные изделия, освежители воздуха и др.). Для этого даже был создан интернет-магазин «Мой До Дыр». Выручка «Дизайн-Карго» в 2018 году составила 597 млн рублей (777,9 млн рублей в 2017 году), чистая прибыль — 60,5 млн рублей (чистая прибыль — 66 млн рублей).
Товарный знак «Цветоптторг» оформлен на ООО «Флора Телеком», его выручка в 2017 году составила 20,1 млн рублей.
4. «Просто цветы». Московская сеть насчитывает 53 салона в Москве. Оформлен цветочный бизнес как ИП Воронцов Дмитрий Эмильевич, предприниматель является учредителем еще ряда юрлиц.
5. «Цветочный ряд». Московская сеть цветочных супермаркетов работает как ИП Самушия Тамази Паатович. Сеть на данный момент насчитывает 51 салон в Москве, также компания продает франшизу в регионах (сейчас работает 24 партнерских салона). На сайте компании указано, что «Цветочный ряд» — это 12 тыс. м² торговых площадей в Москве и регионах, 3 тыс. м2 складских помещений в Москве и 12 тыс. покупателей ежедневно. Выручка компании за 2017 год, по данным сайта, превысила 2 млрд рублей.
6. «Арт-Флора». Петербургская компания насчитывает 49 салонов, работающих под вывесками, кроме «Арт-Флоры», «Цветы от производителя», «Плантация», «ЦветыОптРозница». На базе салонов работают пункты выдачи интернет-заказов. Компания работает как ИП Пономарев Артем Валерьевич.
7. «Цветы мира». Московская сеть насчитывает 45 салонов. Сеть работает как ИП Сидашенко Виталий Владимирович.
8. «Фантазия». Петербургская сеть цветочных салонов насчитывает 38 точек. Она создана в феврале 2015 года Валерием Улаевым (юрлицо ООО «ФАНТАЗИЯ-ОПТ»), владеющим на данный момент рядом юрлиц, основной профиль которых — цветочный опт и розница.
В апреле 2019 года владельцем компании стал Григорий Бикинеев. Выручка в 2017 году составила 58,2 млн рублей (в 2016 году — 67,7 млн рублей), чистая прибыль — 4,1 млн рублей.
9. «Оранж». Одна из старейших сетей Петербурга, сегодня насчитывает 31 салон. Принадлежит петербургскому предпринимателю Александру Иванову. Сеть работает в сегменте средний, средний плюс. И уже несколько лет не открывает новых точек, сосредоточившись над повышением операционной эффективности существующих.
10. «Цветыш». Под этим брендом работает 24 салона в Москве и Московской области. ООО «Поставщик цветов» создано в 2016 году и в настоящее время принадлежит в равных долях Александру Грачеву и Роману Мусянкову.