Формату гастромаркетов в России 5 лет от роду. Это новый вид коммерческой недвижимости, у которого много общего с модными нынче коворкингами в офисном сегменте и коливингами на рынке жилья. Тот же принцип мелкой нарезки, атмосферности и солидарности. Но, как все новое, работа гастромаркетов порождает много мифов.

1

Сверхприбыли

С точки зрения бизнеса гастромаркеты — самое трендовое направление в индустрии гостеприимства на данный момент. Доходность в этом бизнесе составляет 25-30%. Это очень неплохо, особенно учитывая, что большинство ресторанов переживают трудные времена. Но говорить о сверхприбылях не стоит.

В проекте гастроулицы StrEat, которая занимает 2 тыс. м2 в центре Москвы, средний чек составляет 500 рублей. В динамике он повышается. Растет и человекопоток. За 2 года он у нас удвоился — с 1800 человек в день вырос до 4 тыс. И здесь мы тоже видим перспективу. Дело в том, что проект StrEat стал полноценной составляющей мебельного центра «Румер» — мы существуем в тандеме, а также соседнего делового квартала, где работают 16 тыс. человек. Эта синергия поддерживает спрос.

2

Нет отбоя от арендаторов

Я сдал в аренду весь наш street за одну ночь, потому что лично знал всех, кого хотел у себя видеть. Учитывая нашу репутацию, к нам сели все, кого мы звали, — финальная картинка получилась очень симпатичной. Но пришли они не просто так, а потому что мы дали им приемлемые арендные ставки и предоставили качественные услуги.

На самом деле гастромаркеты очень внимательно подходят к выбору концепций. Мы, например, понимаем, что занимаем нишу эмоционального бизнеса, поэтому не работаем с сетевыми операторами, где эмоция и вовлеченность продвигающего тему человека обычно на низком уровне. Для нас качество продукта важнее всего.

3

После запуска можешь почивать на лаврах

Гастромаркеты и гастроулицы — это особенный продукт, который требует специфической коммуникации между собственником и арендаторами. Бизнес ценит возможность сэкономить (мы предоставляем небольшие площади, что позитивно влияет на маржинальность), возможность получить пакетное предложение и разные технологические решения (в проекте StrEat есть кухни с открытым огнем, есть газ, на котором готовят восточные концепции).

В отличие от традиционного и понятного всем фуд-корта, для качественного общения обитателей гастромаркета нужна профессиональная УК. Мы сделали ее сами, потому что поняли простую истину: хочешь использовать площадку на всю катушку — делай все своими руками. Мы сами убираем помещения, зачищаем коммуникации и вентиляцию. Есть у нас, например, мойка гостевой посуды. Правда, если хочешь ею воспользоваться, закупи многоразовые качественные тарелки. В бизнесе не бывает мелочей. Можно, конечно, пригласить сторонних профи, но их главная задача — заработать деньги на заказчике. Значит, цена и качество услуг для конечного арендатора будут не такими комфортными.

4

Гастромаркеты только для столицы

Москва — лидер сегмента гастромаркетов. Здесь основные деньги и основной спрос. Но и регионы не отстают. В Петербурге недавно открылся гастромаркет на Василеостровском рынке. На подходе еще пара проектов. Мы тоже активно смотрим площадки в Северной столице. Так что в регионах этот формат будет развиваться, в отличие от сельскохозяйственных рынков, где я на самом деле перспектив не вижу. В стране, где не развивается сельское хозяйство, такие рынки всегда будут проигрывать сетевой торговле — большим ретейлерам вроде «Ашана» и Х5. Шанс есть только у уникальных концепций. Но они не могут иметь площади по 3-4 тыс. м2, потому что нет столько уникальных продуктов, чтобы их заполнить. Опять же, на фоне падения доходов населения поток покупателей на сельхозрынки сократился. 

5

Они не выдержат конкуренции с доставкой еды

Диджитализации, развития служб доставки еды и других сервисов мы не боимся. Ребята с желтыми рюкзаками к нам приходят, но они нам в помощь. Основной наш поток клиентов они точно не заберут. Ведь к нам люди приходят, чтобы обменяться эмоциями, получить хорошее ценовое предложение и невероятное разнообразие кухонь. Им нужны атмосфера и магия. Создать их дома на кухне не так-то просто. Поэтому главная похвала для нас, когда люди уходят со словами «будто в отпуске побывали». Тогда мы уверены, что свою задачу выполнили.



По мотивам выступления на конференции «Коммерческая недвижимость: перезагрузка» ИД «КоммерсантЪ».