1. Возврату не подлежит
Закон, который запрещает ретейлерам возвращать поставщикам непроданные продовольственные товары сроком годности меньше 30 дней, подписан президентом РФ. Документ был внесен в Госдуму в январе. Его авторами являются группа депутатов во главе с Ириной Яровой и сенатор Сергей Лисовский. Принятая в первом чтении версия поправок предусматривала полный запрет на возврат непроданных продовольственных товаров. Ретейлеры предупреждали, что полный запрет может привести к дефициту отдельных видов товаров из-за сложности планирования объема их продаж. В итоге в законопроект была внесена правительственная поправка, которая уточняет, что не подлежат возврату продовольственные товары, срок хранения которых не превышает 30 дней. Закон также вводит запрет на замену таких товаров на аналогичные либо на возмещение их стоимости. Через 180 дней после принятия закона договоры между поставщиками и ретейлерами должны будут приведены в соответствие с ним.
2. Хватит менять закон о торговле
Минпромторг России поддерживает предложение бизнеса о введении моратория на изменения закона о торговле, заявил заместитель главы ведомства Виктор Евтухов. «Министерство согласно с позицией бизнеса, что необходимо взять паузу в дальнейшем ужесточении закона о торговле в части торговых сетей», — сказал он. Чиновник отметил, что необходимо оценить результаты уже принятых в 2016 году изменений. По его словам, предложение бизнеса найти действенные способы развития саморегулирования, с тем чтобы избежать излишнего государственного регулирования, нашло поддержку у курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Козака. В Минпромторге в связи с этим намерены создать рабочую группу, которая до конца марта должна подготовить предложения, в том числе какие законодательные нормы нужно принять для того, чтобы запустить процесс нормального саморегулирования.
3. Смена акционерного состава
Из состава владельцев «Русской фитнес группы» (РФГ), управляющей крупнейшей в стране сетью фитнес-клубов World Class, вышел «ВТБ Капитал», продав 22,5% компании консорциуму инвесторов с участием Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и эмиратской Mubadala Investment Company. Эту долю структура госбанка приобрела в 2014 году, заплатив за нее $19,3 млн. Вся группа, таким образом, может быть оценена в $85,78 млн. РФГ управляет сетью фитнес-клубов World Class, World Class Lite и «Физкульт». Бренд World Class существует с 1990 года. У компании 40 собственных и 46 франчайзинговых клубов в России, Казахстане, Киргизии, Турции, Монако и Грузии. В 2017 году выручка ООО «Спорт форум» (операционная структура РФГ) составила 8,01 млрд рублей. Также среди владельцев РФГ, по ее данным, Askona Ltd (32,6%), Camco Ltd (20%) и Goldman Sachs (24,9%). Объем российского рынка фитнес-услуг, по разным оценкам, может составлять 120-130 млрд рублей при ежегодном росте 5-8%.
4. В поисках денег
Онлайн-ретейлер Ozon.ru планирует привлечь инвестиций более чем на $200 млн. Инвесторов пока ищут, деньги, скорее всего, будут привлекаться в 2019 году несколькими траншами. Речь может идти о деньгах как нынешних акционеров, так и внешних игроков или фондов. Инвестиции будут направлены на развитие IT-направления и цепи поставок в компании, что важно для онлайн-ретейлера. До этого Ozon.ru привлекал дополнительные инвестиции в марте 2018 года ($80 млн от фондов Baring Vostok и МТС), в 2014 году ($150 млн от АФК «Система» и МТС).
5. Белая полоса «черной пятницы»
Онлайн-продажи в России во время распродажи «черная пятница» 23-25 ноября составили 15 млрд рублей, что более чем в 2 раза больше показателя 2017 года — 6,7 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По данным ассоциации, прогноз на этот год составлял 9 млрд рублей. Термин «черная пятница» появился в 1966 году и сначала употреблялся в основном на Восточном побережье США, позже распродажи стали популярны во всем мире и проводятся ежегодно. В прошлом году офлайн-продажи в рамках «черной пятницы» увеличились в России на 13% с 2016 года, онлайн-продажи — на 5%, сообщали в АКИТ.
6. Двадцать млрд рублей за ТРК
Крупнейшая сделка на рынке торговой недвижимости в этом году
Компания «Хорус» акционера группы «ПИК» Сергея Гордеева продала торгово-развлекательный комплекс «Ривьера» (Москва) фонду KLS Eurasia Venture Fund. ТРК «Ривьера» (298 тыс. м2) расположен на бывшей территории ЗиЛа на Автозаводской ул. Строительство комплекса, тогда под вывеской River Mall, началось до кризиса 2008 года. Как уточняют СМИ, девелопером выступала фирма, которую связывали с топ-менеджерами Банка Москвы, она успела почти полностью возвести объект. Но в 2011 году ВТБ получил контроль над Банком Москвы, а вместе с ним и River Mall, проект на несколько лет заморозили. Спустя 3 года Банк Москвы продал комплекс структуре Гордеева. Стоимость сделки оценивалась в $300-350 млн, еще около $180 млн требовалось вложить в достройку. О KLS Eurasia Venture Fund известно немного. Фондом, по его данным, управляет KLS Securities — одна из инвесткомпаний Киргизии, которая занимается развитием коммерческой недвижимости и инфраструктуры в странах бывшего СССР. Бенефициаром KLS Securities СМИ называют малоизвестного бизнесмена Владимира Кирюшу.
Стоимость сделки, по разным оценкам, могла составить 15-20 млрд рублей. Покупка «Ривьеры», по данным Knight Frank, станет крупнейшей сделкой на российском рынке торговой недвижимости в 2018 году. До сих пор рекорд принадлежал французской Leroy Merlin, купившей 12 магазинов «К-раута» за 12 млрд рублей. На рынке коммерческой недвижимости в этом году были сделки и крупнее, но их нельзя отнести к инвестиционным. Сбербанк получил две офисные башни «Суворов плаза» рядом с «Москва-сити», их стоимость оценивается в 50-60 млрд рублей. Объекты могли перейти банку в ходе урегулирования долгов структуры Руслана Байсарова, говорили консультанты.
7. Минус один
Группа H&M расстается с одним из своих брендов одежды — Cheap Monday. Решение принято из-за негативных финансовых показателей, сообщает компания. Это затронет 80 сотрудников компании: им помогут с дальнейшим трудоустройством, обещает H&M. Cheap Monday основан в 2004 году. У бренда есть только один магазин, который находится в Лондоне, но при этом Cheap Monday доставляет одежду еще в 17 европейских стран. В России одежда этого бренда была представлена на онлайн-площадке Lamoda. Ликвидация бренда Cheap Monday завершится к 30 июня 2018 года. Шведская H&M — один из крупнейших ретейлеров одежды: по числу магазинов он занимает второе место в мире после испанской Inditex (владеет Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear). H&M (бренды Monki, COS, Arket, Weekday, Other Stories) — шведская публичная компания, ее основной пакет принадлежит семье Перссон. Председатель совета директоров компании Стефан Перссон, сын основателя H&M Эрлинга Перссона, — самый богатый человек Швеции по версии Forbes, издание оценивает его состояние в $17 млрд. Штаб-квартира H&M находится в Стокгольме.
8. Маркировку обещают придумать к сентябрю
Знак органической продукции в России появится к сентябрю 2019 года, а в 2020-м сертифицированные компании смогут наносить его на упаковки. С 1 января 2020 года в РФ вступит в силу закон об органической продукции. В нем закреплено лишь одно название — «органический» на русском языке. Именно такую маркировку можно будет увидеть на экологически чистых продуктах. Понятия «эко» и «био» документ не регулирует. На сегодня более 90 производителей перешли от традиционного к органическому сельскому хозяйству, развивается сеть ретейла. Россия занимает 0,2% мирового рынка органических продуктов, но имеет большой потенциал для расширения производства, считают в Национальном органическом союзе. По оценке Минсельхоза, более 10 млн га могут быть введены в оборот, большая часть из которых — это земли, пригодные для органического земледелия, так как в них долгое время не вносились минеральные удобрения. В начале этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявлял, что Россия может занять от 10 до 25% мирового рынка органических продуктов.
9. Алкоголь для тех, кому за 700 000
В Петербурге депутаты Законодательного собрания решили увеличить уставный капитал для магазинов с алкогольной продукцией. Теперь для организаций, осуществляющих розничную торговлю спиртным, будут действовать требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала в размере 700 тыс. рублей. По мнению парламентариев, законопроект поможет избавить рынок от предприятий, торгующих некачественным алкоголем.
10. Региональный забег
Количество магазинов алтайского ретейлера «Мария-Ра» в Новосибирске впервые превысило отметку 200 торговых точек — это больше, чем у любой другой торговой сети, отмечают местные СМИ. Резко нарастить присутствие компании позволил уход местных ретейлеров. За последние 11 месяцев «Мария-Ра» открыла более 50 новых магазинов. По количеству продуктовых магазинов второе место в Новосибирске занимает сеть «Ярче!» (134 магазина), за ней идут федеральные ретейлеры «Магнит» (110 магазинов) и «Пятерочка» (101 магазин). Самое сильное сокращение с начала года произошло у торговых сетей группы компаний «Новые торговые системы». В начале года ретейлер развивал 71 продовольственный магазин под брендами «Универсам удачных покупок», «Лидер экономии», «Супермаркет+», «Мелисса», «Бахетле», «Добрянка». Сейчас, по данным «2ГИС», у «Новых торговых систем» остался 21 магазин (сокращение составило 70%). По оценкам экспертов, по итогам 2018 года розничный товарооборот в Новосибирской области может вырасти на 4% и составить 520 млн рублей.