Книжный бизнес в России всегда был низкомаржинальным и малоприбыльным. За последний год книжные ретейлеры если и открывали точки, то, как правило, одну-две — не больше.
Участники рынка сетуют, что государство его никак не поддерживает в развитии. Во Франции, например, в книжной отрасли персонал обучают за счет государства. А главное — во многих странах Европы для книжных ретейлеров действует либо нулевая ставка НДС, либо 5-6%. В России, как мы помним, с нового года она будет увеличена с 18 до 20%.
Если говорить о среднем чеке, то в Европе он составляет 10 евро, а в России — примерно 360 рублей. Отечественные книготорговцы активно расширяют ассортимент за счет дополнительной продукции — канцелярии, сувениров и подарков, развивающих игр, иначе не выжить. Сегодня в среднем по рынку в книжных сетях доля некнижного ассортимента составляет 30-35%, есть магазины, в которых этот показатель равен 50-70%.
Одна из угроз для книжных ретейлеров — продуктовые гипермаркеты, которые торгуют детской литературой, отъедая таким образом долю рынка у специализированных игроков.
В период с 2008 по 2017 год книготорговая сеть страны сократилась примерно с 3 тыс. до 1,5 тыс. магазинов. С книжного рынка исчезло несколько крупнейших книготорговых сетей: «Топ-книга», «Буква», «Букбери», а также сократили число своих магазинов муниципальные книготорговые сети, среди которых, в частности, Московский дом книги. Часть магазинов обанкротившихся сетей были поглощены (а фактически спасены от исчезновения) другими книготорговыми сетями — «Новый книжный», «Читай-город», — впоследствии объединившимися в одну сеть — «Читай-город», сообщается в отчете Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Издательский рынок пережил несколько заметных слияний: в итоге на базе нескольких ведущих игроков образовались две мощные издательские группы — «Эксмо-АСТ» и «ОЛМА Просвещение». Произошло объединение и нескольких небольших издательств в издательскую группу «Азбука-Аттикус». Всего на этом рынке функционирует около 6 тыс. издательств, из которых лишь 1,2 тыс. — активно действующие.
Что касается количества книг, то, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в России сохраняется число выпускаемых названий книг при кардинальном падении тиражей. Притом что в год продолжает стабильно выпускаться 120 тыс. наименований книг, тиражи издаваемой в России книжной продукции сократились более чем в 1,5 раза — с 760,4 млн экземпляров в 2008 году до 471,5 млн в 2017-м.
Показатель числа экземпляров книг и брошюр на душу населения снизился в 1,75 раза — с 5,35 в 2008 году до 3,2 в 2017-м. Тиражи книг-бестселлеров ведущих отечественных авторов художественной литературы упали в 2-4 раза, а в отдельных случаях и больше. Доля изданий, выходящих тиражом менее 500 экземпляров, достигла в общем числе выпускаемых названий почти 50%.
В пятерку самых продаваемых книг последние года полтора входят книги по саморазвитию и психологии взаимоотношений. В этой категории лидер продаж «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым» психолога Михаила Лобковского.
ТОП-10 книжных сетей России:
1. Объединенная розничная сеть «Читай-город — Буквоед» — крупнейший книжный ретейлер в России, принадлежит крупному издательскому холдингу «Эксмо-АСТ». Московская сеть «Читай-город» и петербургский «Буквоед» уже много лет принадлежат «Эксмо», но при этом работали независимо друг от друга. Объединение двух розничных компаний произошло летом этого года.
2. «Книжный Лабиринт» — сеть специализированных книжных магазинов, основанная в 2005 году. Ретейлер работает в Москве и Московской области и входит в издательско-книготорговый холдинг «Лабиринт».
3. «Мирс», «Знание», «Пиши-Читай». Эти книжные сети развивает хабаровская компания «Мирс», которая работает на оптово-розничном рынке с 1992 года. Магазины преимущественно представлены на Дальнем Востоке.
4. «Дом книги» и «Книга+». Эти две сети принадлежат казанской компании «Пегас». В настоящее время под этими брендами работает 54 магазина. «Дом книги» специализируется на продаже учебной литературы и является крупнейшим игроком в этом сегменте в республике Татарстан, а «Книга+» продает художественную литературу.
5. «ПродаЛитЪ». Иркутская книготорговая группа «ПродаЛитЪ» создана в 1996 году. За более чем 20 лет работы компания стала одним из крупнейших книготорговых игроков в Восточной Сибири. В настоящее время под этим брендом работает 54 точки.
6. «Приморский дом книги». Сеть принадлежит одноименной владивостокской компании. В настоящее время она управляет 46 магазинами.
7. «Любимый книжный». Казанская сеть основана в 2001 году и принадлежит издательству «Аист-Пресс». В настоящее время компания насчитывает 37 магазинов.
8. «Амиталь». Компания основана в Воронеже в 1991 году и представлена магазинами в Воронежской, Липецкой, Белгородской и Курской областях. Кроме розничного формата, ретейлер развивает оптовое направление и интернет-магазин. С лета этого года «Амиталь» стал развивать новый для себя формат по типу книжного клуба, в котором проводятся встречи с известными писателями.
9. «Книжная лавка». Калининградская сеть создана в 1996 году. Сегодня у нее 30 магазинов в Калининграде и области, кроме того, компания активно развивает интернет-магазин с доставкой в тот же день.
10. «Республика». Московская сеть создана известным российским бизнесменом Вадимом Дымовым, владеющим мясоколбасным производством «Дымов». Магазины представлены в Москве, Петербурге и Екатеринбурге.
Главная → Аналитика
→