В 2017 году рынок вырос на 2,4%, до 610 млрд рублей, сообщается в исследовании INFOLine ("Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Перспективы развития до 2020 года"). Разночтения у экспертов невелики. Исследовательская компания Ipsos Comcon оценила рынок детских товаров в 2017 году в 525 млрд рублей (+1% в рублях к 2016 году). Согласно прогнозам, в течение 4 лет среднегодовой темп роста рынка составит около 1,5% и к 2021 году достигнет 547 млрд рублей, сообщается в годовом отчете ГК «Детский мир».

Основными драйверами роста в прошлом году были онлайн–продажи и развитие собственных торговых марок крупных сетей. В этом году рынок также будет расти преимущественно за счет этих двух направлений.   

По словам Антонины Закревской, консультанта GfK Rus, в прошлом году доля товаров для новорожденных, проданных по акции в детских магазинах (не учитывались монобрендовые и монокатегорийные магазины), выросла на 5% по сравнению с 2016 годом. Продажи детской одежды и игрушек при этом сократились на 14% (в детских магазинах широкого ассортимента). Также эксперт отмечает, что причиной данного снижения является сокращение количества эмоциональных покупок и увеличение срока использования товаров.

Топ-5 сетей по продаже детских товаров в России и странах СНГ по выручке и торговой площади

Из основных трендов можно отметить два. Первый — FMCG–сети и маркетплейсы активно отъедают долю рынка у детских сетей за счет расширения ассортимента детских товаров. Второй — переключение потребителей на более дешевые товары и снижение числа единиц в чеке.

1.  «Детский мир». 

Компания является лидером рынка в России с оборотом 97 млрд рублей по итогам 2017 года (+21,9% к 2016 году). В прошлом году ретейлер открыл 104 магазина вместо планируемых 50 объектов, а долю рынка увеличил с 17 до 20%. Наиболее активно сеть развивалась в Московском регионе, где было открыто 23 новых магазина. В этом году компания откроет не менее 70 торговых объектов.

Доля прямого импорта у ретейлера составляет около 20% от общего объема продаж. В своем годовом отчете компания указала, что стратегическим риском для нее является ограничение роста после насыщения рынка детских товаров к 2027 году. В этом случае развитие сети может замедлиться, и компания будет вынуждена искать новые ниши и рынки для роста и развития.

По итогам первого квартала объем консолидированной неаудированной выручки вырос на 14%, до 24 млрд рублей. На 31 марта 2018 года ретейлер управлял 625 магазинами в России и Казахстане, из них в России — 579 магазинов «Детский мир» и 46 магазинов ELC. В течение 4 лет компания планирует открыть не менее 250 магазинов, в том числе не менее 25 магазинов в Казахстане.

2.  «Кораблик»

Московская сеть «Кораблик» насчитывает более 213 магазинов в Москве, Московской области и других городах России. Сеть специализируется на товарах для детей от 0 до 9 лет, работает в ценовом сегменте средний и средний+. INFOLine оценивает средний чек в магазинах сети в 1,8 тыс. рублей. Кроме того, компания занимается оптовыми продажами. В 2017 году сеть планировала выйти на рынок Петербурга, однако так этого и не сделала. Видимо, из-за отсутствия подходящих локаций. Выручка сети в 2017 году составила 23,1 млрд рублей без НДС, а торговая площадь превысила 111 тыс. м2.

Топ-10 сетей по продаже детских товаров в России по числу магазинов

3.  Guilliver 

Компания Guilliver основана в 1997 году как производство по пошиву мягких игрушек и других детских товаров. Спустя год компания занялась пошивом детской одежды. Первый розничный магазин был открыт в 2006 году в Ростове-на-Дону, а в 2008 году — в Москве. С 2013 года работает интернет–сайт компании, а сама она входит в топ крупнейших дистрибьюторов детских товаров в России. Компания насчитывает 187 магазинов в России и странах СНГ, из которых 54 собственных, остальные — франчайзинг.

4.   «Дочки–сыночки»

Сеть «Дочки-сыночки» основана читинским предпринимателем Александром Бондяшовым. Первый магазин был открыт в Чите в 1996 году. В настоящее время сеть принадлежит основателю и его родственникам. Центральный офис находится в Москве. В этом году ретейлер проводит реконцепцию сети своих магазинов. Выручка компании в 2017 году составила 20,8 млрд рублей без НДС, а торговая площадь — 164,9 тыс. м2. В сентябре 2017 года ретейлер купил интернет-магазин Esky.ru, в результате сделки игрок может составить конкуренцию за первое место текущему лидеру онлайн-торговли — сети «Детский мир», считают в INFOLine.

5.  «Бегемот»

Тольяттинская сеть «Бегемот» работает на рынке более 12 лет. Она имеет 74 объекта, расположенные в Центре России, на Урале и в Западной Сибири. В ноябре прошлого года она купила российский бизнес польской сети Smyk. В результате сделки к «Бегемоту» перешли 19 торговых объектов в России.

6.  Ideas4retail 

ГК Ideas4retail развивает в России франчайзинговые магазины известных международных брендов Hamleys, Imaginarium и Mamas&Papas. Группа компаний на 40% принадлежит российскому бизнесмену Александру Мамуту, остальные доли находятся у основателя компании Евгения Бутмана. По итогам 2017 года под этими вывесками работало 54 объекта. С прошлого года компания закрыла несколько магазинов под брендом Hamleys в Москве и Петербурге. По данным «Ъ», в этом году Ideas4retail объединяется со своим конкурентом — группой компаний «Винни».

7.  «Бубль Гум»     

Владивостокская сеть гипермаркетов «Бубль Гум» насчитывает 44 объекта, большая часть которых находится на Дальнем Востоке. Во Владивостоке расположен крупный распределительный центр компании площадью 20 тыс. м2. Ее выручка в 2017 году составила 6,7 млрд рублей без НДС, по данным INFOLine. Дальневосточный ретейлер намерен к 2020 году стать федеральной сетью, представленной, кроме домашнего региона, в Центральной России, на Урале, в Сибири и Забайкалье.

8.  Rich Family     

Новосибирская сеть гипермаркетов Rich Family насчитывает 24 объекта. Выручка сети в 2017 году составила 6 млрд рублей без НДС, общая торговая площадь — 72 тыс. м2.

9.   «Детки» 

Петербургская сеть «Детки» основана в августе 2015 года Сергеем и Денисом Балухами, Дмитрием Парфентьевым и Олегом Симаходским. Почти все они топ-менеджеры ГК «Дети», которая долгие годы являлась лидером местного рынка, но из-за корпоративного конфликта закрылась и проходит процедуру банкротства. Сеть «Детки» позанимала наиболее успешные локации лидера рынка в Петербурге и Москве. Сегодня она насчитывает 34 объекта.

10. «Кенгуру»

Московская сеть «Кенгуру» по продаже одежды для детей и беременных основана в 1996 году двумя предпринимательницами Софьей Светлосановой и Жанной Карпинской. Компания работает в премиальном сегменте и сейчас управляет 22 магазинами, большая часть из них работает в Москве.