Департамент электронных продаж Thomas Münz был основан в 2017 году, на тот момент у компании уже был интернет магазин, но он не показывал желаемый оборот. Он технологически отставал от рынка, существовал постольку-поскольку. Особых вложений в e-com как в отдельное направление не было. Мы начала с того, что решили создать с нуля новую e-com площадку бренда Thomas Münz. Полностью поменяли команду и подход, создали новое онлайн лицо компании в том виде, как каком оно сейчас существует. Раскачка нового интернет-магазина заняла меньше года, уже в первые полгода работы он вышел на окупаемость. Тогда стало понятно, что это направление стоит развивать. При перезапуске не было уверенности, что при том количестве действующих интернет магазинов и маркетплейсов в сети и их популярности на рынке, приживется еще один монобрендовый магазин. Он не просто прижился, мы идем like for like плюс 100% каждый год и конверсия с момента открытия успела вырасти в 4 раза.


Справка

Сеть Thomas Münz основана в 2011 году Олегом Медведевым. Компания развивала мультибрендовый формат розницы, где представлена обувь среднеценовой категории. Выпускала обувь под собственными брендами Thomas Münz, Mr. Briggs, Bridget и др. В 2016 году ГК Zenden объявил о покупке розничной сети Thomas Münz. Как заявлял президент Zenden Андрей Павлов, сделка позволила его компании выйти в новый для себя среднеценовой сегмент. На момент заключения соглашения о приобретении сети, розница Thomas Munz насчитывала 44 магазина (на арендованных площадях), новый собственник закрыл 11 точек по причине их нерентабельности. Под управлением ГК Zenden находится более чем 400 магазинов под брендами Zenden, Mascotte и Thomas Münz.


Наш департамент стал работать с маркетплейсами в начале 2019 года. Начали с того, что переводили наши взаимоотношения со схемы реализации на комиссионную схему и тем самым like for like постоянно прирастали. Сейчас мы представлены практически на всех маркетплейсах, от крупных до маленьких. У нас единое ценообразование, мы не нигде не накручиваем цену, нигде не демпингуем, выходим на все площадки с единой ценовой политикой и с полной матрицей товаров. Продается все, нет смысла разводить коллекции по разным маркетплейсам. В отличие от розницы, в e-com есть возможность три-четыре месяца в году торговать двумя коллекциями с приличными показателями. В рознице четко соблюдается сезонность, лето заканчивается, начинается осенний сезон. Преимущество в том, что у в интернете нас «резиновая» витрина, мы можем себя не ограничивать. Мы не следуем модели аутлета, для нас интернет магазин не канал для слива старых коллекций и стоков, как у некоторых компаний. Мы везде представлены с полной коллекцией, обувь плюс аксессуары, это 1,5 тыс. SKU. Это значительная часть оборота компании, e-com приносит как минимум 20% от всего оборота, и эта цифра постоянно растет. Год назад было 10%.


Как коронавирус подстегнул продажи обуви Salamander, читайте здесь


E-com – это будущее Thomas Münz, растущий сегмент, который мы точно будем развивать следующие 2-3 года. Я прекрасно понимаю, что за нами будущее, но нашем рынке в том состоянии, в котором он находиться сейчас, в ближайшие три, а то и пять лет основная доля покупательского потока и выручки все-таки будет приходиться на розницу. Мы планируем наращивать долю нашего интернет магазина, хотелось бы увеличить ее как минимум до 30%. Но тут не все зависит от нас, многое от культуры потребления и трендов. Популяризация крупных маркетплейсов, таких как Wildberries, Lamoda и Ozon, сделает для клиентов покупки через интернет проще и понятнее по всей России.


Топ-10 обувных сетей России смотрите здесь


Пандемия для обувной разницы, как и для всех – это полный блэкаут. Если говорить о нас, то в самом начале, когда люди скупали гречку, у нас просел трафик в интернет-магазине. Он просел везде, и на маркетплейсах тоже. В тот момент обувь мало кому была нужна. Но недели через две у нас пошел экспоненциальный рост. Если в апреле продажи просели, то за май и июнь мы перевыполнили все наши планы. Вышли на те цифры, которых у нас никогда не было, как в маркетплейсах, так и интернет-магазине. Самое приятное, что тренд сохранился, наш интернет-магазин не просто держится на том же уровне, который был во время карантина, но даже продолжает прирастать. На маркетплейсах наблюдается небольшой спад, связанный с открытием розницы и торговых центров. Но все равно, это большие цифры, чем полгода назад и, тем более, чем год назад.

На данный момент у нас 60 магазинов, мы, как и все обувные сети, пострадали от пандемии, не все магазины удалось заново открыть. Как правило, это связано с тем, что конкретный магазин по этому адресу не в состоянии вытягивать определенный KPI, либо невозможность договориться с арендодателем. Но это крайние меры, большая часть арендодателей пошла нам навстречу.


Мнение основателя ZENDEN о ситуации на розничном обувном рынке читайте здесь



Мы планируем и дальше развивать нашу сеть. Но точечными шагами, мы никогда не торопились, у нас никогда не было планов по захвату рынка. Мы всегда досконально просчитывали рентабельность на уровне каждого нового магазина, понимая, будет ли он приносить операционную и чистую прибыль через какое-то время. На основании тех же показателей принимается решение о закрытии.

Я считаю, что от пандемии e-com только выиграл, а наша розничная сеть еще не полной мере восстановилась в плане трафика и оборота. Но с каждым днем мы приближаемся к тем цифрам, которые мы нарисовали в плановых значениях. Пока тренд положительный, главное, чтобы он сохранился, и не было второй волны коронавируса. Но даже если она случится, у нас есть подстраховка в виде e-com.

 

На основе выступления в эфире на New Retail Live